НОВАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Кофырин Николай Валентинович: "Чужой странный непонятный необыкновенный чужак"


[ 1 ... 9 10 11 12 13 ... 96 ]
предыдущая
следующая

была заключена какая-то особая мудрость, которую трудно было постичь.
   Сам не зная почему, Дмитрий продолжал прислушиваться к телеигре. Он бежал от себя, от этих сосен, от этой неизменной природы, растворяясь в людской толчее и рассеивая свое внимание в калейдоскопе бесконечной череды событий, -- всего того, что отвлекало внимание и помогало забыть о боли. И хотя Дмитрий сознавал, что боль эта была лишь симптомом неблагополучия, являясь, на самом деле, для него путем к спасению, однако вместо того, чтобы прислушаться к ней, он всячески старался заглушить ее, тем самым заглушая звучащий внутри голос.
   Однако как ни старался обмануться, Дима понимал -- убежать от себя невозможно; так вот и мучился, на время застывая в бесчувственном пространстве между болью и забытием. Его тошнило от всех этих телевизионных развлечений, но время от времени Дмитрий включал свой переносной телевизор, стоящий на прикроватной тумбочке, и с чувством отвращения тупо смотрел в него, ничего не видя и не слыша, а только стараясь отвлечься от неприятных мыслей.
   Лежа перед экраном, Дима чувствовал, как калейдоскоп сменяющихся новостей со всего мира заслоняет неизменность растущих за окном сосен и застывший между ними покой. Его разрывало между привычным влечением к чужому оку и желанием бесконечно долго смотреть на мерное убаюкивающее покачивание деревьев. Но слушать одновременно шум ветра и рукоплескания телезрителей Дмитрий был не в состоянии. Его тянуло в разные стороны, и где именно он был в данную минуту, не знал никто, в том числе и он сам. Сосны манили, но выключить телевизор и таким образом отказаться от приобретенной привычки к безмыслию он был не в силах. Дмитрий не знал, чего именно хочет, а потому продолжал метаться между чуждыми привычками и уже проникшим в него влечением к покою. Наконец стала возвращаться спасительная боль в ногах. Постепенно возрастая, она подчинила Дмитрия целиком, избавляя на время от душевных терзаний.
   Боль физическая переносилась гораздо легче, чем сжигавшая изнутри мука, от которой не было спасения. С удовольствием подчиняясь усиливающемуся недомоганию, Дмитрий откинулся на подушку, закрыл глаза и целиком отдался переживанию боли, поднимающейся от голеней и растекающейся по всему телу мучительным дурманом. Он попытался приподняться, чтобы достать до звонка, но расстояние было слишком велико. Преодолевая боль, которая резкими ударами била по обессиленному телу, Дмитрий взял стоявший рядом костыль и с его помощью переключил тумблер звонка.
   Устало опустившись, он стал ожидать прихода медсестры. Дверь отворилась и на пороге появилась Мария.
   -- Вызывали?
   -- Да, пожалуйста, сделайте укол. Ноги очень болят, -- извиняющимся тоном попросил Дмитрий, стыдясь за то, что искал спасения от страдания, которое было ему необходимо.
   -- Подождите немного, я сейчас.
   Мария исчезла за дверью.
   Последние судороги сознания были окутаны дурманящей болью, и Дмитрий с удовольствием отключился от мучительных мыслей. Он ничего не слышал: ни завывания ветра, ни стук дождя о стекла окон, ни голоса телеведущего. Перед закрытыми глазами росли разноцветные круги, сплетаясь в невообразимую спираль, которая все увеличивалась, сверкая всевозможными оттенками необычайной красоты и силы. Дмитрий вползал в эту спираль, как в освещенный многочисленными гирляндами тоннель, уже ничего не чувствуя, кроме страшной боли, которая готова была раздавить его. Он ощущал, как уменьшается в размерах под этим прессом, постепенно превращаясь в трудноразличимую точку на фоне фейерверка невиданных ранее красок, то сливаясь в один, то разбрызгиваясь до миллиона тончайших оттенков. Ощущение полного растворения в цветовой палитре уменьшило боль, и она стала своеобразным оформлением радужной симфонии.
   Поражающая воображение гармония цвета и боли настолько увлекла Дмитрия, что он не услышал даже, как вошла медсестра. И только когда она коснулась его рукой, очнулся, открыл глаза и привычным движением стал оголять ягодицу. Не говоря ни слова, Мария сделала подряд два укола, и как-то особенно заботливо прикрыла Диму одеялом. Он закрыл глаза, желая вновь поскорее отдаться празднику света, забыв даже поблагодарить за укол. Краски в глазах стали гаснуть и вместе с уменьшением ставшей уже привычной боли постепенно сошли на нет.
   "Я стал миллионером. Вот повезло!" -- послышались чьи-то слова. "Сумасшествие какое-то", -- сказал про себя Дмитрий, решив, однако, узнать, почему люди стремятся выиграть миллион. Он уже давно понял, что материальный комфорт это ловушка с приманкой, напоминающая лабиринт, в который человек заходит в поисках лучшего, а в результате умирает в одиночестве. "Выиграй миллион! Выиграй миллион!" -- слышится чей-то зазывной голос. -- "Сыграем на удачу?" -- "А что такое удача?"-- "Это когда получаешь то, что хочешь. Пожалуйста, крутите барабан". Барабан вращается, и стрелка замирает напротив отметки "приз". -- "Вы выиграли! Поздравляю! Получите свой миллион. Может быть, еще желаете сыграть?" Вновь вращается барабан, и вновь стрелка показывает выигрыш. -- "Вы стали обладателем еще одного миллиона. Вы просто счастливчик! Сыграем еще?" И вновь выигрыш. Слышатся аплодисменты. Опять крутится барабан, и еще один миллион обретает своего обладателя. И еще, и еще, пока, наконец, это не надоедает. -- "Скажите, почему я всегда выигрываю?" -- "Здесь все всегда выигрывают". -- "Но это неинтересно". -- "Но вы же не хотите проигрывать". -- "Да, но не интересно выигрывать всегда". -- "А сколько вам нужно, чтобы почувствовать себя счастливым?" -- "Достаточно уже того, что я выиграл. Ведь не в деньгах счастье..." -- "Конечно, а в их количестве. Если хотите выигрывать, то играйте". -- "Но, поймите, дело не в выигрыше". -- "А в чем же? Вы сами-то знаете, чего хотите?" -- "Не знаю, но очень хотел бы узнать". -- "Тогда ищите где-нибудь в другом месте, а не здесь". Ведущий распахивает дверь, и становится видна табличка с надписью
  

Выиграй миллион

  
   Дверь захлопывается, и сразу окутывает темнота. Ничего не видно. Постепенно глаза привыкают, и различаю узкий темный коридор. Если вытянуть руки в разные стороны, то кончиками пальцев можно коснуться обеих стен. Медленным неуверенным шагом, смотря под ноги, наощупь продвигаюсь вдоль стены. Темнота такая, что не видно даже пальцев своих вытянутых рук. Неожиданно стены расходятся в разные стороны. Развилка. Куда идти? Твердо решаю держаться правой стороны. Вдруг откуда-то слышаться голоса. Они звучат еле слышно, и чтобы различить слова, сворачиваю на звук голоса, хотя решил идти только вправо. Уже начинаю различать отдельные слова и, наконец, неожиданно натыкаюсь на препятствие. Ощупывая сантиметр за сантиметром, нахожу ручку и понимаю, что передо мной дверь. Читаю прикрепленную к двери табличку.


Бизнес превыше всего

   Осторожно приоткрываю дверь и заглядываю в проем. Несколько молодых людей в одинакового цвета костюмах, рубашках и таких же одинаковых галстуках, похожие друг на друга как две капли воды, сидят на полу, а перед каждым из них лежит груда каких-то "кирпичиков". Они что-то наперебой говорят друг другу, и создается впечатление, что они играют, как играют дети в детском саду, строя дома, гаражи, яхты и тому подобные сооружения. "Эй, послушайте, -- говорю им, -- что это вы тут делаете?" Не прекращая своей игры, и даже не посмотрев на меня, они наперебой отвечают: "Делаем бизнес". Причем говорят они это с какой-то особой гордостью. А один из них, посмотрев на меня, с чувством превосходства спрашивает: "А почему ты не делаешь бизнес?" -- "Мне бизнес никогда не нравился, -- отвечаю я, -- да и какой в нем может быть глубокий смысл?" -- "Как какой? -- удивляется мой собеседник. -- Если у тебя появится много денег, то ты сможешь построить все что захочешь". Тут только до меня доходит, что играют молодые люди вовсе не "кирпичиками", а пачками денег. "Спасибо, но мне много не надо", -- вежливо отказываюсь я. -- "Ну и глупый же ты, -- снисходительно говорит мой собеседник. -- Ведь чем больше имеешь, тем лучше для тебя". -- "А ты уверен, что это действительно лучше?" -- "Конечно, ведь это придает тебе большую значимость в своих собственных глазах, да и в глазах окружающих тоже". -- "Но ведь это уважение не к тебе, а к тому, что есть у тебя". -- "Если ты делаешь хороший бизнес, то уважают и твои личные качества". -- "А как отличить хороший бизнес от плохого?" -- "По размеру прибыли, разумеется. Чем больше прибыль, тем лучше бизнес". -- "Тогда наркотики и оружие самый лучший вид бизнеса, поскольку наиболее прибыльный. Но ведь это аморально!" -- "При чем здесь мораль, когда речь идет о выгоде? Если бизнес превыше всего, то прибыль стоит человеческой жизни. А если предприниматель не ориентируется на наибольший доход, то это уже благотворительность". С нескрываемой грустью посмотрев на молодых людей, которые с азартом предаются игре в деньги, выхожу из комнаты. Возвращаюсь к развилке. Но вдруг наталкиваюсь на дверь, на которой различаю табличку с надписью
  

Доставь себе наслаждение

   "Сюда мне вовсе не нужно", -- говорю себе, но любопытство настолько велико, что осторожно открываю дверь и захожу внутрь. Что это такое? Оглядываюсь, и создается впечатление, что я зашел в магазин интимных принадлежностей. Ко мне подходит очаровательная длинноногая блондинка с голубыми глазами, одетая в неглиже белого цвета, в красных чулках на подвязках с поясом и маленьких черных кружевных трусиках. "Добро пожаловать к нам, -- говорит она, улыбаясь. -- Я рада, что вы предпочли именно наше заведение". Она прикасается ко мне, и я невольно вздрагиваю, настолько холодные у нее руки. "Вообще-то я зашел случайно, -- оправдываюсь я. -- Мне вовсе не сюда нужно". -- "Все так говорят. Но мы-то знаем, что вам нужно", -- соблазнительно шепчет красотка. -- У нас есть все, что вы только можете пожелать. Даже то, о чем никогда и не мечтали. Блондинки и брюнетки на любой вкус, абсолютно невинные девочки, мальчики, достигшие пика гиперсексуальности юноши, очаровательные девственницы. Комбинации мы можете подобрать любые, насколько хватит воображения". Она выжидающе смотрит на меня, полагая, будто я в замешательстве от того, что не могу выбрать из предложенного ею. Молчу, ощущая вместо возбуждения полное отсутствие какого-либо желания. "Может быть, вам нужны стимуляторы? У нас есть самые разнообразные", -- уже настаивает блондинка. Она удивлена моим молчанием. Но, видимо, твердо решив не упускать клиента, выгибает спину и по-кошачьи мурлычет: "А может быть, ты хочешь меня?" Не знаю, что ответить. Бездушный секс меня не привлекает. Конечно, соблазн есть, иначе бы и не заглянул сюда, но пользоваться услугами этого холодного манекена не хочется. Здесь нет самого главного, в чем я нуждаюсь и что ищу. Видя, что блондинка так просто не отстанет, вырываюсь из ее объятий и выбегаю из комнаты. Захлопнув дверь, еще долго перевожу дух, а про себя твердо решаю не заглядывать впредь никуда, какие бы завлекающие надписи не были на дверях. И вот опять на развилке. Куда же идти? Направо или туда, где слышатся голоса? И хотя знаю, что нужно идти однажды выбранным путем, но страх и желание найти выход из лабиринта заставляют идти на голоса. Очередная дверь, в которую упираюсь, украшена табличкой с надписью
  

Пленник искусства

   Мне вовсе не хочется быть пленником, даже искусства. Я поворачиваю назад, не поинтересовавшись, что скрыто за дверью. Следующая дверь, возникающая передо мной, имеет табличку с надписью
  

Бомонд

   Уж это совсем не то, что я ищу. Возвращаюсь назад, время от времени попадая в тупики, двери которых снабжены самыми разнообразными табличками
  

Cтань богатым


Все и Ничто


Объятия милосердия


Мечта миллионера


Раб возможного

   Оказывается, мечта миллионера заключается в том, чтобы потерять все, что у него есть; человек, пожелавший иметь самые неограниченные возможности для удовлетворения своих желаний, становится их рабом; "обман правды" -- это помещение с кривыми зеркалами, где невозможно увидеть себя таким, каков ты есть. Когда же оказываюсь перед дверью с надписью "Жертва любви", то не могу устоять и вхожу в комнату. Чего я жду: жертву от любви или жертву во имя любви, -- не знаю, но впервые встреченное за все время блужданий слово "любовь" притягивает, как магнит. И что же я нахожу? Двое людей, мужчина и женщина, сидят спиной друг к другу, образуя какое-то странное существо с двумя абсолютно разными половинками. Причем когда одна из них смеется, другая плачет, когда одна хочет ласки, другая жаждет покоя. Они ссорятся, но так и продолжают сидеть, тесно прижавшись друг к другу спинами. Тут я замечаю, что вокруг них бегает маленький человек, садясь то к одному, то к другому на колени и целуя поочередно каждого, что только еще больше ссорит половинки странного создания. Они ревнуют друг друга, ревнуют друг к другу, но не могут освободиться от взаимной зависимости, а потому так и сидят, испытывая время от времени желание, чтобы кто-нибудь почесал им спину. "Кто же из них жертва? Может быть, все они есть жертва любви? Но во имя чего? Неужели ради этого маленького существа, которое бегает вокруг них? Где же тогда любовь, если все здесь жертвы? И что есть любовь?" Хочу спросить об этом, но решимости не хватает. Ко мне подбегает ребенок и упирается головой в колени. Женщина замечает меня и спрашивает:
   -- Что вам здесь нужно?
   -- Я хотел лишь узнать, что такое жертва любви, -- вежливо объясняю свое любопытство.
   -- Это я жертва, -- всхлипнув, говорит женщина.
   -- Почему же?
   -- Потому что я мечтала о любви, готова была всю себя посвятить этому великому самопожертвованию. И что же получила? Равнодушное к чужим чувствам существо, которое заботится только о себе самом? Я любви хотела, а отнюдь не этого.
   Женщина указывает на свою половинку.
   -- Но если вы вместе, значит, любите его. Кстати, это ваш ребенок?
   -- Ребенок-то наш, -- сквозь слезы отвечает женщина, -- но он тоже жертва любви.
   -- Как это? -- не могу скрыть своего удивления.
   -- Нет, это я жертва, -- вмешивается мужчина. -- Я не изменил тебе ни разу, сохраняя верность даже тогда, когда ты искала любви у других. В результате ты вернулась, а я потерял все, что долгое время хранил в своей душе. Я многим пожертвовал ради любви к тебе, ничего не получив взамен. И если уж говорить о жертве, то жертва своей и твоей любви именно я.
   -- Ты бессовестный лгун, -- перебивает женщина. -- Когда ты выгнал меня, я действительно пыталась найти любовь, которую мог бы мне подарить настоящий мужчина. И я никогда не поверю, что ты не изменял мне с другими женщинами. Я хотела настоящей любви, но ты не смог дать того, о чем я мечтала.
   -- Ну, сейчас начнется, -- говорит ребенок, появившийся, по всей видимости, в результате любви этих мужчины и женщины.
   -- Лучше мне уйти.
   Стоя за закрытой дверью, слышу, как ругаются мужчина с женщиной, и как плачет их ребенок. Да, все это, действительно, жертва любви. Куда же дальше? Мне нужно что-то совсем иное, другой выход, если он вообще существует в этом лабиринте. Хочется отыскать место, где бы я мог участвовать в судьбах людей, помогать им найти свое предназначение. Ощупью начинаю выходить из тупика, и вдруг упираюсь в дверь. Надпись на табличке гласит:
  


Вершитель судеб

   Вот наконец то, что я так долго искал. Правда, немного страшновато от слова
[ 1 ... 9 10 11 12 13 ... 96 ]
предыдущая
следующая

[ на главную  |   скачать полный текст  |   послать свой текст ]