НОВАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Кофырин Николай Валентинович: "Странник"


[ 1 2 3 4 5 6 7 ... 105 ]
предыдущая
следующая

   -- Вы пророк!
   Прозвенел звонок.
   -- Скоро придут дети, -- сказал Дмитрий. -- Надо купить пирожков, чтобы было чем их угостить. А то ведь они всегда голодные.
   -- Мне уйти?
   -- Если вам интересно, можете остаться.
   Дмитрий спустился в столовую. Там обедали первоклассники.
   -- Приятного аппетита, -- нестройным хором обратились к Дмитрию дети.
   Он купил все оставшиеся пирожки и попросил уложить их на поднос.
   -- У вас, наверное, есть дети, -- сказала буфетчица. -- Вы их, похоже, очень любите.
   -- Здесь все дети мои.
   К буфету подошла девочка.
   -- Купи пирожок, -- попросила она у Дмитрия.
   -- Угощайся, -- он указал ей на поднос.
   Увидев своих знакомых первоклашек, Дмитрий подошёл к их учительнице.
   -- Я хотел бы пригласить детей на мультфильм, который давно обещал им показать.
   -- Нельзя нарушать распорядок работы группы, -- жёстко ответила учительница.
   -- Возьмите нас, волшебник, -- почти плача, просили дети, -- возьмите. Эта учительница злая.
   Когда Дмитрий вернулся с полным подносом пирожков, его маленький кабинет был уже полон учащихся различных классов.
   -- Сегодня предлагаю посмотреть фильм о том, стоит ли бороться со злом, -- сказал Дмитрий. -- А после просмотра, как обычно, обсудим.
   Неожиданно в кабинет вбежала семиклассница Марина с двумя огромными пакетами в руках.
   -- Это вам, -- она протянула пакеты Дмитрию.
   -- Ты хотела сказать, всем нам, -- улыбаясь, уточнил он.
   Марина кивнула и стала выкладывать на стол бананы, лимонад, шоколад, печенье. Дети обступили её и с удивлением смотрели на груду лакомств.
   -- Ты что, клад нашла? -- спросил один из ребят.
   -- Нет, просто отец дал мне на подарок, вот я и решила всех угостить.
   "И её называют "трудным, бездушным ребёнком"?" -- подумал Дмитрий.
   -- Мы тоже принесли конфет, -- сказали братья Коля и Толя.
   -- А я пирог принёс, -- сказал Гоша, и, смущаясь, пояснил, -- сам испёк.
   Дмитрий разрезал купленные пирожки, разделил все угощения по количеству присутствующих, чувствуя, что сможет накормить и пять тысяч человек.
   -- Как вы прекрасны, когда улыбаетесь, -- сказала Елена Юрьевна. -- Всё вокруг переворачивается и становится волшебным! Начинают происходить невероятные вещи. Как в Зазеркалье! И это делаете вы!
   Дмитрий улыбнулся.
   -- В детях я вижу себя. Словно мои чувства стоят передо мною. Ко мне приходят прежде всего одинокие и отверженные, гонимые и забытые, живущие, как правило, без отца, чужие в собственной семье. Всех их отличает одно -- их никто не любит. У меня же они находят то, чего лишены дома. Здесь они могут открыть свою душу, понять своё самое сокровенное желание, здесь они не боятся любить и быть добрыми. Всем им не хватает любви!
   Какое удивительно чистое переживание дарят они мне. Никогда я не испытывал ничего подобного. Хочется полностью раствориться в этом чувстве удивительной гармонии с миром. В школе я учусь любить и друзей и врагов, стараюсь зажечь в сердцах детей лампадку любви, которая будет согревать своим теплом их души в суровой жизни. Я люблю детей, они любят меня. И нет большего счастья, чем эта любовь. Всё остальное тленное. Что ещё нужно для счастья?
   В школе я впервые увидел себя и учителей глазами учеников, и понял, что взрослые -- это поглупевшие дети. Дети ещё не научились скрывать своих чувств, не разучились любить, и не боятся любить, -- это и отличает их от взрослых. Ничто не может определить человека истиннее, чем детское сердце.
   Для детей я стал своим. Чего нельзя сказать о взрослых. Опыт любви к детям привёл меня к поразительному выводу: чем больше любви отдаёшь, тем больше её становится. Главное отличие любви от её миражей в том, что она возвращается тебе с избытком!
   Дети -- выражение желания жизни вечной, потребность оставить себя в вечности, чтобы когда-то вернуться к себе.
   Когда фильм закончился, Дмитрий спросил:
   -- Ну, как кто понял фразу "быть или не быть?"?
   -- Быть самим собой означает отстаивать свою правду и бороться до конца; не быть -- покориться, приспособиться.
   -- Так смириться со злом или бороться?
   -- Покориться злу, значит начать служить ему.
   -- У него безвыходная ситуация, -- сказал семиклассник Вова. -- Или противостоять злу или покориться. Лучше уж бороться.
   -- Но что заставляет людей трусить и приспосабливаться? -- Дмитрий задавал наводящие вопросы, вместе с детьми ища ответ, который дети ему, он был уверен, подскажут. -- Что заставляет людей творить зло?
   -- Страх смерти.
   -- А я смерти не боюсь, -- сказал вдруг пятиклассник Саша. -- Всё равно умирать; раньше или позже - неважно.
   -- Когда люди злые умирают, они могут посмотреть на себя со стороны и на себе оценить, как больно зло, чтобы в следующей жизни это исправить и не попасть в ад.
   -- Мне кажется, ад -- это боль тех несчастий, которые ты делал другим людям.
   Дмитрий с восхищением посмотрел на Сашу из третьего класса, сказавшего эти слова.
   -- Когда человек совершает нехороший поступок, то он чувствует, что этого делать было нельзя, и ему становится плохо.
   -- Бог отправляет души на Землю, чтобы они могли исправиться. Он даёт шанс исправить душу добрыми поступками.
   -- Если плохо жил, то исправить ошибки, а если жил хорошо, то помочь тем людям, которым жить трудно.
   -- У человека есть выбор: или он будет плохим человеком, или будет совершать хорошие поступки.
   -- Кто делает добрые дела и думает, что будет спасение и Рай, тот служит Богу.
   -- Чтобы служить Богу, нужно быть священником.
   -- Священник -- он такой же грешник. А свечки зажигать, да иконы ставить, не такое уж трудное дело, если только они действительно верят. Бог может помочь и тому человеку, который не сидит в церкви и не молится иконам, в том числе и преступнику.
   -- Для чего помочь?
   -- Чтобы он раскаялся и начал новую жизнь. Если бы люди поверили Богу, то не грешили бы, и не было бы войны.
   -- А что означает верить в Бога? -- спросил Дмитрий.
   -- Это значит отдаваться в его руки, -- не размышляя, ответил Вова.
   -- Что же лучше: пострадать за добрые дела или за злые?
   -- Лучше за добрые.
   Дверь отворилась и на пороге появилась завуч.
   -- Что вы тут делаете? -- грозно спросила она, обращаясь к детям. -- Школа уже давно закрыта. Немедленно все по домам.
   -- А меня дома никто не ждёт, -- сказал пятиклассник Коля.
   -- А у меня мама на работе.
   -- Неважно, -- отрезала завуч. -- Школа должна быть свободна от детей!
   Прощаясь, дети стали покидать кабинет.
   -- Почему вы молчите, -- спросила Елена Юрьевна, когда они несколько минут сидели одни.
   "Женщины стремятся говорить, лишь бы заполнить тишину, которая кажется им пустотой, тогда как тишина наполнена беззвучным общением душ".
   -- Самый лучший собеседник тот, с кем можно поговорить молча.
   -- Вы женаты?
   -- Разве это имеет отношение к нашему разговору?
   -- А по профессии вы кто?
   -- Человек.
   -- Просто я пытаюсь всё взвесить, --извиняющимся тоном сказала Елена Юрьевна.
   -- Не хочу ломать ваших весов, -- объяснил Дмитрий. -- Вам не понять меня словами, как чувств моих не угадать. Лишь в тишине глаза глазами подскажут, где себя искать. Нет, не могу себе солгать я и причинить собою зло. Как невозможно без страданья замерзшему вернуть тепло. Пускай уж лучше в онемении душа продолжит свой полёт. К чему напрасные волненья, ведь это вряд ли кто поймёт. Другому зла не пожелаю, того, что сам испил сполна. Я вас прекрасно понимаю, хоть вы и не моя жена. Да, вы прекрасное созданье, достойное больших высот. Но не постичь вам мирозданья, что вас к себе не позовёт. Возможно степь прекрасней моря, но мне милее страсть воды. У вас совсем иная доля, моя же -- радость от тоски. Мне счастье приторное тошно. Я всех люблю -- меня никто. Любить меня, признаюсь, сложно. Мне нужно всё, иль ничего. А вы созданье компромисса. Вы женщина -- и это всё! Непостоянная Мелисса, вам хочется и то, и то. Но выбор -- это испытанье, чудесный шанс познать себя, проникнуть в тайну мирозданья, чтоб обрести второе Я. Но вам совсем другое нужно: покой, достаток и уют. А мне желанье это чуждо. Любви безумца не поймут! Да и кому нужны терзанья души, стремящейся летать. Нужны мне чувства, а не знанья, как научиться ложь прощать.
   -- Вы человек из космоса! -- восхищённо произнесла Елена Юрьевна. -- Но призываете к невозможному. Такое бывает только в мечтах. Вы призываете, но не зовёте за собой.
   -- У каждого свой путь.
   -- Мне казалось, такое бывает только в романах и мечтах. Я не верила, что это возможно.
   Дмитрий выглядел слегка равнодушным, хотя его страстно тянуло к ней, притом, что он понимал: рано или поздно она уйдёт к мужу.
   -- Если честно, мне не по себе от мысли, что я так и не узнаю настоящей любви -- взаимной, бескорыстной, жертвенной. Но главное для меня -- свобода! А любовь уже несвобода. Что ж, за всё в жизни приходиться платить, и это справедливо. Выбирая одно, отказываешься от другого. Нет, я не монах и не убеждённый холостяк. Я бы хотел найти женщину, которая была бы счастлива от одного лишь присутствия рядом со мной. Но вряд ли это возможно. Брак не самое лучшее место для любви.
   -- Почему? Разве вы не хотите счастливой семьи?
   -- Зачем мучить себя желанием невозможного. То, что со стороны кажется счастьем, часто оказывается взаимным мучением. Что хорошо для одного, бывает невыносимо для другого.
   -- Хорошая семья -- это семья, в которой всем хорошо.
   Дмитрий чувствовал, что признание невозможного постепенно перерастало в желание этого невозможного.
   -- А что для вас в жизни самое главное? -- спросил он.
   -- Вот опять думаю, -- словно извиняясь, усмехнулась Елена Юрьевна.
   -- Ну а заветное желание у вас есть?
   Она на мгновение задумалась, и, взглянув ему в глаза, тихо произнесла:
   -- Космическая любовь!
   -- А что это, вы знаете? -- спросил Дмитрий. Она не ответила. -- Возможно, это когда любишь несмотря ни на что, ничего не требуя взамен.
   -- Вы говорите, как я сама думаю.
   -- Это потому, что я человек из космоса.
   Они долго молчали.
   -- Мне очень хочется рассказать вам сказку про капризную принцессу и её верного рыцаря, который не стал для неё принцем, а увёз из прекрасного дворца в далёкую чужую страну, где им вместе пришлось пережить много всего. Там принцесса изменилась и даже перестала капризничать, но чувствовала, что-то неладное творится с ней, и в душе её холодно. И за то, что принцесса не испугалась в чужой стране и поняла, что весь мир огромен и прекрасен, послал ей бог волшебника, который растопил сердце принцессы. Но он был ещё и поэт, и художник, и увидел в принцессе то, что не заметил верный рыцарь. И тогда стало грустно волшебнику. А принцесса была так счастлива, что захотела поделиться этим счастьем со своим верным рыцарем. "Может быть, тогда он сумеет стать прекрасным принцем", подумала она. Это очень длинная сказка и пока без конца.
   Они долго молчали, окунувшись каждый в свои чувства.
   -- Чего хотите, угадайте, что, право, очень нелегко. Себя вы всю хоть изломайте, но лишь поймите -- для чего? В погоне за семьей счастливой, где радость и любовь во всем, вам никогда не стать любимой, не вспоминая о былом. Мне жаль, однако сожаленья вам не позволят стать собой. Нужны свои нам повеленья, а не чужие наставленья, как сотворить судьбу мечтой. Нам не понять себя без боли и не простить, не согрешив. Не разделить с тобой нам доли, пока не будет в нас чужих. Мы разные, но что важнее, хотим подчас мы одного. Найдёте вряд ли вы нежнее другого мужа своего.
   -- Вы человек из будущего! -- зачарованно произнесла Елена Юрьевна.
   "Хочется быть достойным её мечты", -- подумал Дмитрий.
   -- Спасибо за то, что вы есть. Только, пожалуйста, не уходите из школы. Я вас как мама прошу. Вы так нужны детям! У них же глаза светятся!
   -- Я исполняю судьбу.
   -- Скоро я уеду. Но обязательно вернусь. Вы мне ничего не хотите сказать?
   -- Пожелать вам что-либо нельзя. Вы всё сами прекрасно поймёте. Вы в плену у самой себя, потому и несчастно живёте. Но мне хочется вам пожелать стать свободной, а значит счастливой. О любви не бояться мечтать. Жить любя, а не быть лишь любимой.
   Неожиданно в кабинет зашёл высокий красивый мужчина.
   -- Познакомьтесь, это мой муж, -- смущаясь, сказала Елена Юрьевна.
   -- Я тебя везде ищу, -- недовольно пробурчал муж. -- Пошли домой.
   Не прощаясь, супруги вышли из кабинета.
   "Один, опять один!"
   -- К вам можно, Дмитрий Валентинович? -- В кабинет заглянула молоденькая учительница истории. -- Я бы хотела узнать результаты тестирования моих детей.
   -- К сожалению, не смогу вас обрадовать. В школу дети идут отнюдь не с радостью, а уходят без сожаления. Чего не хватает в отношениях учащихся и учителей -- это веры. Но более недостает детям любви. На уроках учащиеся находятся в состоянии нервного напряжения, душевного комфорта не чувствуют, и в целом радости от жизни не испытывают.
   -- Наверное, тоже можно сказать и обо мне. Вряд ли я могу назвать себя счастливой, хотя внешне у меня всё вроде бы нормально.
   -- Почему?
   -- Я оказалась на распутье. Не знаю, как жить дальше. Вроде бы достигла, всего чего хотела: у меня любимый муж, ребёнок, семья. Но что дальше? Нельзя же этим ограничиваться. Ведь не исчерпывается этим вся моя жизнь! По гороскопу я живу только пятый раз, а предстоит ещё семь.
   -- И в чём же смысл всех ваших жизней?
   -- А может, и не надо знать эту тайну?
   -- Но если тайна приоткрывается перед нами вопросом, значит, допустимы и предположения.
   -- А вы сами знаете, зачем существуете?
   -- Каждый знает.
   -- А вот я не знаю. Большинство самых важных поступков человек совершает неосознанно и неожиданно для себя.
   -- Это только кажется. На самом деле каждый раз человек выбирает себя, и то, что происходит с ним, и есть он сам.
   -- Наверное. Но это не означает, что во всех моих поступках присутствует смысл.
   -- С одной стороны, вы придаёте смысл тому, что выбираете, а с другой, выбирая, определяете, что является для вас смыслом существования. Вот, например, что более всего вы боитесь потерять: работу, мужа, дом, деньги или ребёнка?
   -- Наверное, ребёнка.
   -- Значит, именно в нём сейчас видите смысл своего существования.
   -- Но это не означает, что с потерей ребёнка у меня исчезнет смысл жизни.
   -- Конечно. Однако если это произойдёт, вы найдёте смысл жизни в чём-то другом. Только это не ответ на вопрос, зачем вы живёте.
   -- Большинство людей умирали, так и не найдя ответ на вопрос о цели своего пребывания на земле.
   -- Однако каждый из них не считал свою жизнь напрасно прожитой, находя оправдание либо в ребёнке, или в построенном доме, в созданном произведении искусства или посаженом дереве. Даже если человек не может ответить на вопрос, зачем он живёт, у него есть смысл бытия.
   "Уже поздно, но она не спешит домой, -- недоумевал Дмитрий. -- Чего же она хочет: развлечения или самоутверждение? А может быть, удовлетворения женского тщеславия?"
   -- Вы любите своего мужа?
   -- Мы с ним единое существо.
   -- Простите, но это выдумки.
   -- Нет. Мой Тосик -- так мы называет друг друга -- всё знает и доверяет мне, а потому я ничего не могу от него утаить. Но есть ещё Игорь -- он мой любовник и друг нашего дома.
   -- Как можно быть единым существом с мужем, и при этом изменять ему с другим? -- удивился Дмитрий.
   -- Это не измена. Я сплю с любовником с разрешения мужа. Мне врач посоветовал. Понимаете, нам с Тосиком очень хорошо вместе, но только не в постели. У нас нет сексуальной гармонии. А муж хочет во что бы то ни стало сохранить семью. Любовник, как известно, лучшее средство. Мама учит меня быть хитрее, чтобы удержать мужчину, но я не люблю притворяться.
   Беседа становилась всё более интимной.
   -- У вас очаровательная улыбка, -- сказал Дмитрий.
   -- Я люблю улыбаться, люблю сладкое и хочу, чтобы меня носили на руках, -- кокетливо заявила она.
   Дмитрий беседовал с незваной гостьей, откровенно пытающейся ему понравится, и чувствовал, как ждёт она ласки, с горечью думая, что и его жена, возможно, так заигрывает с кем-то.
   -- У мужа грубые мозолистые руки, -- словно оправдываясь, объяснила собеседница.
   Дмитрий взял её ладонь, погладил и нейтрально нежно поцеловал.
   -- Научите меня так целовать, -- кокетливо улыбнулась гостья.
   Он хотел дотронуться до её души, но ласки прошли сквозь пустоту.
   Вдруг откуда-то появился комар. Дмитрий махнул рукой, но назойливое насекомое настойчиво пыталось укусить.
   -- Придётся убить этого Тосика.
   Он намеренно назвал комара именем мужа, однако реакции не последовало.
   "Она хочет меня использовать. -- А почему ты не хочешь, чтобы тебя использовали, тем более что тебе это приятно? -- А в конце будет пусто и тоскливо. -- Ну и что. Кто знает, что из этого выйдет? -- Боюсь. -- Боишься любить? -- Да. -- Ты ли это? -- Я могу согласиться на всё, если бы только она меня любила! -- Зачем тебе эти проблемы? -- Она так похожа на девушку моей мечты, что я не могу преодолеть искушения узнать её поближе. Если всё неслучайно, то она что-то значит для меня. Её имя, и эта странная верность мужу, и ощущение себя с ним единым существом, -- всё напоминает мечты моей юности. Когда-то я мечтал стать учителем, возможно, мы бы учились вместе, и она могла стать моей женой. Но почему-то этого не произошло. Почему? -- Твоя женщина есть оценка себя. -- Наверное. Хотя сейчас я бы уже не влюбился в неё и не хотел стать её мужем. Как человек, она мне не интересна, хотя и притягательна как женщина. Но я не женщину хочу, я хочу быть мужчиной! Это потребность в себе самом, а в соединении с чем-то, без чего ощущаю
[ 1 2 3 4 5 6 7 ... 105 ]
предыдущая
следующая

[ на главную  |   скачать полный текст  |   послать свой текст ]