НОВАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Кофырин Николай Валентинович: "Чужой странный непонятный необыкновенный чужак"


[ 1 ... 41 42 43 44 45 ... 96 ]
предыдущая
следующая

работать без оплаты?
   -- Да, если работа интересная. Люди творят ради удовольствия, которое получают от процесса творчества. Поэтому мало кто променяет вдохновение на богатство. Подлинное творчество бескорыстно. Как только корысть возникает, вдохновение сразу же пропадает. Книги должны писаться, как Евангелие.
   -- А я вот недавно видел, как одного классика продавали на вес по дешевке.
   -- Гениальное несоразмерно представлениям обычного человека, который платит за то, что хочется получить. Именно поэтому непризнанные шедевры трудно продать.
   -- Однако это не мешало твоему Моцарту создавать шедевры на заказ.
   -- Гениальные произведения создаются не ради денег, хотя порой и делаются на заказ; это плоды неразделенной муки либо невостребованной любви. Художник творит, потому что не может иначе, -- для него это жизнь! В духовном производстве трудно рассчитать прибыль, потому что оно лишено развлекательности. Существует только один признак таланта: когда творят не ради денег, а ради вдохновения, и только ради этого.
   -- Однако для того, чтобы писать музыку, Моцарту нужно было что-то кушать, да еще семью содержать.
   -- Гениальные творения -- это всегда плод страданий человека. Поэтому шедевры создаются в лишениях, а отнюдь не в комфорте. Возможно, чтобы написать "Реквием", необходимо было ощутить дыхание смерти. Произведения подобного рода -- это результат торжества духа над скудостью материальных условий. Некоторые художники даже находят в нищете своеобразный кайф и просто влюблены в свою бедность.
   -- Неужели?
   -- Такое самоограничение есть проявление веры, которая и дарит вдохновение. Творчество это соломинка, за которую хватаются смельчаки, зная, что спастись невозможно. Настоящее искусство есть воплощение трагизма человеческого существования, это отчаянная попытка художника создать шаткий плотик посреди бушующих мерзостей окружающей жизни в надежде спасти свою свободу. Шекспир гениален, потому что в суетном сумел уловить неизменное.
   -- Это его потом гением признали, а тогда он был как все, обыкновенный человек.
   -- Нет, он всегда был не как все! Гений всегда не нормален. И чем более творец гениален, тем более кажется странным, непонятным, а иногда даже и сумасшедшим.
   -- Может быть, и ты считаешь себя гениальным? -- съехидничал Вольдемар.
   -- Это ты сказал, -- тихо произнес Дмитрий, удивившись своим словам. Он вспомнил, где их прочитал. -- Ничего-то ты во мне не понимаешь.
   -- А чего понимать-то? -- ухмыльнулся Вольдемар и покрутил пальцем у виска.
   Дмитрий горько улыбнулся. На друга он не обиделся.
   Они долго молчали.
   -- Будь у нас действительно свободное общество, возможностей для творчества было бы больше, -- решил первым возобновить разговор Вольдемар.
   -- Если все дело в политическом режиме, то как тогда объяснить факт, что при тоталитаризме возникает не меньше, а, может быть, и больше талантов? Несвобода тоталитарного общества компенсируется интенсивной духовной жизнью на индивидуальном уровне. Талантливый человек творит независимо от обстоятельств, я бы даже сказал, наперекор им. Гений вырастает не в комфортных условиях, он всегда есть преодоление трудностей в драме под названием "жизнь". Потому искусство -- это всегда борьба с мерзостями окружающей действительности в процессе утверждения себя. Подлинное творчество представляет собой путь на Голгофу, где благодаря страданиям тела происходит высвобождение духа. Именно плоды становления духа и составляют шедевры.
   -- А мне лично Моцарт не нравится. Я с б?льшим удовольствием слушаю эстрадную музыку, а от всяких там симфоний могу заснуть.
   -- Продукты духовной жизни воспринимаются и оцениваются с трудом, потому что заставляют сострадать. А это привлекает немногих. Муки сопереживания не для всех.
   Чтобы прервать затянувшийся разговор, Дмитрий включил телевизор и к удивлению своему увидел повторение телепередачи, в которой недавно принимал участие. Ему вдруг стало ужасно стыдно оттого, что когда-то он был настолько глуп, пытаясь привлечь к себе внимание, и любование собой на экране могло доставлять ему удовольствие.
   "Неужели этой тщетной славе я готов был посвятить жизнь?" -- с горечью подумал Дмитрий, глядя на свое телевизионное отображение. Ему стало противно лицезреть самодовольную физиономию, и он резко выключил телевизор.
   -- Ладно, я, пожалуй, поеду, -- сказал Вольдемар, видя, что у его друга плохое настроение. -- Продукты я положил в холодильник. Выздоравливай. Пока.
   -- Знаешь что, -- словно опомнившись, остановил приятеля Дмитрий. -- Прости меня. Я очень благодарен тебе за все, что ты для меня делаешь. Только теперь я понимаю, какое это счастье самому сходить в туалет или, проснувшись утром, встать и без посторонней помощи умыться. Раньше я не понимал и не ценил этого счастья. Спасибо тебе.
   Не ответив, Вольдемар вышел из палаты.
   Как только дверь за Вольдемаром закрылась, в палату вошел невысокого роста молодой человек в сопровождении мужчины в белом халате.
   -- Здравствуйте, -- сказал юноша, обращаясь ко всем.
   -- Привет, -- первым откликнулся Женя.
   -- Посиди пока здесь, а потом решим, куда тебя устроить, -- сказал юноше человек в белом халате, по всей видимости, доктор. -- Я приду попозже, и мы с тобой поговорим.
   Юноша был невысокого роста, худощавый, правая рука у него была на перевязи.
   -- Как тебя зовут? -- спросил Женя, обращаясь к новичку.
   -- Илья.
   -- Что же с тобой приключилось?
   -- Да вот руку на игре поранил. Меч соскользнул, а кольчуга не спасла.
   -- Ты вроде бы не маленький, а в игры какие-то играешь, -- сказал Александр Иванович.
   -- Почему человек, который до конца своей жизни собирает марки или машинки, считается нормальным, а того, кто делает доспехи, считают инфантильным? -- обиженным тоном произнес Илья. -- Каждый по-своему находит место в мире или уходит от него: один пьет, другой наркотиками балуется, кто-то копается в своем автомобиле, кто-то пишет песни. А мы вот создаем игры. Бывает, даже моделируем различные политические ситуации. Хотя это мало кому интересно. Политика настолько грязное дело, что добиться успеха в ней чистыми руками практически невозможно. У нас на игре, по крайней мере, все честно.
   -- А разве на войне действуют не те же законы, что и в политике, когда победа важна любой ценой, а цель оправдывает средства? -- спросил Дмитрий, заинтересовавшись новичком.
   -- Действительно, победа важна, но не она на самом деле всегда является главным, -- ответил Илья.
   -- А что может быть важнее победы?
   -- Иногда лучше умереть, чем изменить себе. Честь сохранить важнее.
   -- А что такое честь?
   -- Наверно, то, за что себя уважаешь, и за что тебя уважают окружающие.
   -- А не кажется ли вам, что в реальной жизни люди скорее предпочтут пожертвовать честью, но приобрести различные блага?
   -- В конечном итоге жизнь оценивается тем, за что ты готов умереть. Лично я выбрал образ честного рыцаря.
   -- Но ведь жизнь это не рыцарский турнир. Если не обманешь сам, то обманут тебя. Разве можно быть честным среди бесчестных, порядочным среди непорядочных?
   -- Я предпочитаю никого не обманывать.
   -- А может быть, это глупо?
   -- Поступать благородно не значит глупо.
   -- Даже если кто-либо коварно использует твое благородство?
   -- Ложь никогда окончательно не победит истину, потому что люди нуждаются в правде, даже когда врут. Тот, кто говорит неправду, тем самым отказывается от правды для себя, а тот, кто творит зло, закрывает свое сердце для добра. Так что наказание в нас самих.
   -- Каким же образом злые люди себя наказывают? -- с все возрастающим любопытством спросил Дмитрий.
   -- Тем, что творя зло, они отказываются от любви. Но никто не может долго жить во зле, поскольку потребность в добре сильнее, чем в ненависти, а в правде более, чем во лжи. Ненавистью ничего не добьешься, зато любовью можно добиться всего. Путь ненависти ведет к смерти, а путь любви к прощению.
   -- Разве сила не всегда побеждает?
   -- Сила, она разная. Что в конечном итоге торжествует: ненависть или любовь? Ответ очевиден. Жажда справедливости могущественней страха. Всякое действие рождает противодействие, а всякой силе противостоит бесстрашие. И потому, чтобы не попасть в замкнутый круг вражды, нужно простить, иначе погибнешь от собственной ненависти. Сила -- удел слабых. Умные воюют другим, более эффективным оружием.
   -- Но если побеждает сильнейший, то в чем же тогда заключается сила?
   -- В том, на что ее направляешь. Сила уничтожения никогда не преодолеет силу любви и созидания. Нет нужды применять оружие против насилия, достаточно обратиться к лучшим сторонам самопредставления противника и постараться вызвать любовь, которая обязательно живет в его душе. Ведь каждое живое существо нуждается в любви, и каждый человек о себе хорошего мнения. Обнаружив и нащупав эти струны души, начав умело играть на них, можно разоружить любого врага лучше и быстрее, чем пытаться победить его силой. Часто просто нет другого выхода, потому что путь взаимной ненависти и вражды неумолимо ведет к самоуничтожению. Остается только одно -- любить. Это единственно верный путь, поскольку иной ведет к смерти -- физической или духовной.
   Илья говорил таким уверенным тоном, что трудно было усомниться в искренности его слов; чувствовалось -- они выстраданы.
   -- Как ты думаешь, -- обратился Илья к Дмитрию, -- почему в Евангелии написано: тебя ударят по щеке, а ты подставь другую?
   -- Потому что удар всегда порождает желание ударить в ответ. И чтобы не кончилось плохо, надо остановиться.
   -- Но как? Уступишь один раз, второй, и тебя съедят с потрохами.
   -- Уступить не значит отступить. Уступает всегда только сильный. Если ты сильнее и мудрее, значит можешь и уступить, тем самым предотвратив худшие последствия. А кому хватит ума сказать "бей, ведь ты не прав", -- тот победит.
   -- Ну и ударит он! -- воскликнул Женя.
   -- Редко кто может ответить злом на дружелюбие. Злоба возникает, когда не получается быть добрым. Поэтому неправильно осуждать людей. Ведь каждый человек желает добра, даже если творит зло. Мы созданы из любви и спроектированы на созидание. Всякое живое существо тянется к ласке. Поэтому самое эффективное средство борьбы со злом -- это возбуждать в сердцах людей любовь. Она делает человека снисходительнее и добрее.
   -- Но это не значит, что когда тебя ударят, нужно подставляться еще, -- вмешался Борис. -- Ты просто не так понял евангельские слова. В действительности, они означают, не отвечать злом на зло.
   -- Этого мало! Чтобы победить зло, нужно не потворствовать злу пассивным непротивлением, а активно бороться с ним добротой.
   -- Все эти заповеди до тех пор красивые сказочки, пока это не коснется тебя лично. От преступлений людей гораздо эффективнее удерживает кровная месть, нежели страх наказания, и уж тем более не всепрощение.
   -- Это еще вопрос.
   -- Я вам расскажу случай, который произошел со мной, -- возбужденно произнес Илья. -- Ко мне в дом однажды вторглись чужие люди. Если бы я стал их выгонять, то они бы, скорее всего, избили меня, поскольку оказались, как выяснилось позднее, подвыпившими бандитами. Я не сопротивлялся и гостеприимно пригласил их к столу. Угостил, чем имел, стараясь при этом улыбаться и быть дружелюбным. И что ты думаешь? Мы расстались друзьями. Я узнал много интересного, а они еще под конец дали мне денег за все съеденное. Долго потом я не мог прийти в себя. Это было настоящее чудо!
   -- Я тебе не верю.
   -- Я бы сам не поверил, если кто-то мне рассказал. Только после того как убедился на собственном опыте, понял -- любовь действительно способна творить чудеса.
   -- Ты рассуждаешь прямо как Иисус Христос. А его, как известно, не только ударили по щеке, но и распяли.
   -- А кто в конечном итоге оказался победителем? Пилат? Каиафа? Анна? Или, может быть, Иуда?
   -- Думаешь, ты один такой мудрец? -- зло заметил Борис. -- Другие тоже не дураки и понимают не меньше твоего.
   -- Все понимают, как надо жить, но мало кто так живет, -- горячо возразил Илья. -- Если человек глуп, то никакое образование не сделает его умным; а если умен, то и без образования сможет найти свое предназначение. Если мы хотим изменить мир к лучшему, то должны начать с себя. Так сказал Конфуций.
   -- Зачем пытаться что-то изменить, если мир в принципе не меняется? -- перебил Илью Борис.
   -- Важно лишь то, как меняешься ты сам, -- спокойно возразил Илья. -- Вот мы и начали с себя. Мы стремимся к доброжелательности и хотим стать добрее, а потому стараемся не озлобляться на проявления несправедливости. Я, например, хочу изжить в себе гнев. И по своему опыту скажу: самый лучший способ справиться с гневом -- это полюбить того, кого ненавидишь, на зло ответить добром. Впрочем, это старая истина. Даже в Евангелии сказано: спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи.
   -- Пока что надо спасаться от воров и преступников, -- съехидничал Александр Иванович.
   -- А почему идет такая волна преступности? Да потому что люди настолько озлоблены, что начинают ругаться при любом незначительном поводе, словно всю жизнь ненавидели друг друга. Они хотят быть благородными, но забывают заповедь "возлюби ближнего твоего, как самого себя".
   -- Сейчас говорят другое: обмани ближнего своего! -- ехидно заметил Женя.
   -- Возлюби, даже если это твой враг? -- спросил Дмитрий.
   -- Важно не опускаться с ним до одного уровня.
   -- Но ведь в поединке побеждает не благородство, а хитрость и коварство.
   -- Меня любовь защищает, -- ответил Илья, и спросил у Дмитрия:
   -- А что вы понимаете под победой в жизни?
   -- Ну, -- замялся Дмитрий, -- победа -- это поражение врага.
   -- Ущербное представление, -- сказал Илья. -- Победа это когда враг отказался от борьбы и перестал быть врагом, или даже стал другом.
   -- Каким же образом?
   -- У нас есть принцип -- не нападать первым. Мы не предпринимаем попыток напасть на противника превосходящим числом, и предпочитаем подождать, пока атакуют нас. Ведь нападающий почти всегда проигрывает. Агрессия сама по себе быстро истощает. Есть масса способов таким образом подставить себя, чтобы противник проиграл. Можно просто отойти, и противник промахнется, или таким образом отступать, что противник рано или поздно сам попадет под удар.
   -- Зачем же поддаваться хитрости и коварству, если они могут привести к распятию?
   -- Если зло не будет торжествовать, оно погибнет, тогда как добро в поражениях только закаляется! Даже смерть может быть торжеством над хитростью, которая по сути своей есть хорошо замаскированная глупость. Конечно, игра не полное воплощение жизни, и вообще игра не главное занятие моей жизни. Я хочу приносить людям пользу. И хотя нас многие считают чудаками, надеюсь, у меня не будет необходимости заниматься нелюбимым делом лишь для того, чтобы зарабатывать деньги.
   -- Таких, как ты, раньше называли "блаженными", -- заявил Александр Иванович.
   -- А мне лично деньги дают некое ощущение внутренней силы, -- сказал Борис. -- С помощью денег я могу сделать все что захочу. Они придают уверенность в себе. Без денег я не в силах оказать помощь нуждающимся, хотя и сострадаю чужому несчастью.
   -- Каждому свое: один выбирает деньги и счастлив, другой не выбирает деньги и тоже счастлив. Только зачем покупать то, что можно взять даром из своей души, ведь ни радость, ни любовь не продается? Все твое в тебе самом. В конце концов, не в деньгах счастье.
[ 1 ... 41 42 43 44 45 ... 96 ]
предыдущая
следующая

[ на главную  |   скачать полный текст  |   послать свой текст ]