-- Поговорите с ней о
том, как вы понимаете ее жизнь.
-- В присутствии ее
любовника? -- зло усмехнулся Дмитрий.
-- Но ведь она и так все понимает.
-- Иногда нужно
сказать, просто произнести слова,
чтобы разрядить обстановку.
-- Я стараюсь
воспитывать дочь по заповедям, а жена
показывает пример грехопадения.
-- Не надо разрывать
ребенка на части.
-- Если моя супруга
поразмышляет над ситуацией, то
признает, что сама виновата в
случившемся.
-- Она не думает, она
мстит.
-- За что же?
-- За свои ошибки.
-- Но ведь я не виноват
в ее ошибках.
-- Не винить же ей
себя. Она ревнует, потому что хочет
иметь то, что вы даете ребенку. В жизни
всякое бывает. Вот моя знакомая
развелась с мужем, и пятнадцать лет
они жили каждый сам по себе. Когда же
спустя долгое время они неожиданно
повстречались и муж снова стал за ней
ухаживать, так моя подруга просто
летала от счастья.
-- Но за что жена мстит
мне?
-- За свои
несбывшиеся иллюзии.
-- Да, наверно, это так
похоже на женщин: сначала сделают
глупость, а потом сваливают вину на
других, ища себе оправдание.
-- Успокойся. Просто в
тебе говорит уязвленное самолюбие.
Ваша жена молодая еще. Она просто
ищет.
-- Вот и родственники
жены говорят, что обилие любовников --
не измена, а просто молодость. Мне
кажется, они ее оправдывают,
поскольку она -- своя родня. А меня
осуждают, потому что я им чужой. Ладно,
если нет возможности любить женщину,
буду любить дочь!
Анна Викторовна с
недоумением посмотрела на Дмитрия.
-- Она ведь еще
совсем ребенок.
Дмитрий растерялся
от такого непонимания.
-- Может быть,
по-своему вы и правы, -- первая
нарушила молчание Анна, -- но я никак
не могу представить, как вы любите
своего ребенка. Ведь прежде чем вести
духовные беседы, нужно накормить,
обуть и одеть. А это требует денег.
-- Вы абсолютно правы.
Но не деньги прежде всего нужны
ребенку.
-- Однако если денег
не хватает, что же делать?
-- Для меня это не
проблема. Когда не хватает, я просто
отдаю ребенку свое.
-- Конечно, деньги
всего лишь средство. Но даже для того,
чтобы развить душу ребенка, нужно
покупать билеты в театр.
-- Духовное можно
приобрести совершенно бесплатно.
-- Где же?
-- В лесу.
Анна Викторовна с
недоумением посмотрела на Дмитрия.
-- У меня проблемы в
семье возникли, когда я старался
заработать как можно больше денег,
чтобы обеспечить близких. А когда
остался один, пришел к выводу, что на
самом деле жене и дочери нужны были
не деньги, а нечто совсем другое.
-- Что же?
-- Мне кажется, им не
хватало моей любви. Ведь я почти не
бывал дома. Деньги обладают
известным свойством -- их всегда не
хватает. Выход только в том, чтобы
довольствоваться тем, что имеешь.
Радость можно найти во всем.
Покупаются лишь наслаждения, причем
каждый раз хочется все большего.
-- Не могу с вами
согласиться.
-- Но вы хотя бы
можете представить себе ситуацию,
когда предлагаешь деньги на ребенка, а
мать отказывается?
-- Я сама так
поступала.
-- Значит, получается,
что не деньги главное, а то, чему они
служат. Невозможно за деньги вернуть
доверие, если ты когда-то предал
человека, за деньги невозможно
любить. Наверно, вам это покажется
странным, но деньги -- это иллюзия. На
самом деле, люди работают, любят,
верят и умирают вовсе не из-за денег.
Деньги могут помогать или не помогать,
но они ничего не решают.
-- Это верно,
человеческие отношения не измеряются
деньгами.
-- А все потому, что за
деньги невозможно купить ни веру, ни
любовь. Эта сфера человеческих
отношений существует как бы
независимо, а все попытки воздействия
на нее с помощью счета в банке ни к
чему не приводят.
-- Не хочу с вами
спорить.
-- Вы никогда не
сможете согласиться со мной,
поскольку это означало бы для вас
критически переосмыслить свою жизнь.
Просто мы с вами придерживаемся
разных приоритетов. И пытаться
перевоспитывать друг друга глупо,
потому что люди неизменяемы.
Они долго молчали.
Наконец Анна Викторовна, глядя в окно,
спросила:
-- Не хотите ли
пригласить меня к себе в гости?
-- Но ведь я
ненормальный, сумасшедший. Зачем я
вам?
-- Интересно все-таки
посмотреть, как живут сумасшедшие.
-- Вы слишком
роскошная женщина. И созданы не для
меня. С вашей фигурой вам нужно
работать манекенщицей или
фотомоделью.
-- Спасибо за
комплимент.
-- Это не комплимент,
это правда. Ваша тень прекраснее вас.
Но глядя на вас, я вдруг представил, как
моя жена сидит сейчас с каким-то
мужчиной, мечтая устроить свою жизнь,
и почувствовал, что ревную.
-- Это глупо. Она ведь
предала вас и бросила здесь одного,
беспомощного.
-- Что же я могу с
собой поделать. Наверно, я однолюб.
Любовь -- тяжелая наука, но лучше нет
познать себя. Нельзя не погружаться в
муку, иначе и любить нельзя.
Анна Викторовна
минуту молчала.
-- Вы тяжелый человек.
И, наверно, в душе весь мир ненавидите.
-- Как вы можете
знать, что у меня в душе. А если не
знаете, то как можете судить?!
-- Вы ужасный человек.
-- Вы правы.
-- Простите, --
спохватилась Анна. -- Не обижайтесь на
меня.
-- Я давно уже ни на
кого не обижаюсь, -- успокоил ее
Дмитрий.
-- Тогда вы святой.
Дмитрий улыбнулся и
произнес как можно миролюбивее:
-- Впрочем, если
хотите, можете прийти.
-- Не знаю, много дел и
забот по дому. Может быть...
"Она обязательно
придет, -- решил Дмитрий. -- Но зачем я
ей?"
Неожиданно в палату
вошел Вольдемар.
-- Простите, --
извинился он, увидев Анну, -- я
помешал?
-- Нет, я уже ухожу. До
свидания, -- сказала Анна Викторовна и
стремительно вышла из палаты.
-- Ну что, как дела? --
спросил Дима.
Как всегда, Вольдемар
промолчал. Тогда Дмитрий повторил
свой вопрос.
-- Звонил. Наткнулся
вначале на соседку, которая мне долго
рассказывала, сколько ухажеров у
твоей жены и какие в квартире
происходят скандалы по этому поводу.
Супруга твоя практически не ночует
дома, у нее то ли три, то ли четыре
мужика, и спит она чуть ли не со всеми
сразу. Новый ухажер у нее какой-то
бизнесмен. А дочка все время у
бабушки. Одним словом, оставь
надежды, жена твоя уже вовсе не твоя.
Однако это известие
почти не расстроило Дмитрия, лишь
вызвав чувство жалости к себе, дочери
и жене; просто в голове не
укладывалось, как возможно такое.
-- Потом я дозвонился
до твоей супруги, -- продолжил свой
рассказ Вольдемар, -- и еще раз
передал ей просьбу приехать самой или
дать возможность мне привезти
ребенка. И как ты думаешь, что она мне
ответила?
-- Не знаю, -- угрюмо
пробурчал Дмитрий, предчувствуя
подвох.
-- Она стала требовать
деньги. Я объяснил ей, что ты ничего не
получаешь по больничному листу, но
жена твоя заявила, что ты не просто
больной, а сумасшедший, и что она не
даст тебе ребенка, пока ты не
предъявишь справку из психдиспансера.
И прежде чем бросить трубку, сообщила,
что собирается замуж и подает на
развод.
-- Ну и что? -- спросил
Дмитрий как ни в чем ни бывало, хотя
внутри у него все содрогнулось.
-- Ничего, -- недовольно
произнес Вольдемар. -- Зашел в детский
сад, хотел передать Лялечке от тебя
привет. Но воспитательница, видимо,
уже подготовленная твоей женой и
тещей, сказала, что ребенка нет. А
когда я случайно увидел Лялечку среди
детей, то воспитательница заявила, что
лучше соврет, чем позволит ребенку
общаться с таким отцом, как ты.
-- Ладно. Видно, ничего
не поделаешь. Чему быть, того не
миновать, -- отрешенным голосом
произнес Дмитрий. -- Ну, а ты-то как
поживаешь?
-- Живу как жил, --
равнодушно ответил Володя. -- Ездил тут
в столицу, чтобы толкнуть одну редкую
вещицу. Прилично заработал.
Последние слова
Вольдемар произнес с чувством
гордости.
-- Послушай, --
обратился Дима к другу, -- я давно хотел
тебя спросить: зачем тебе этот бизнес?
Ведь ты человек с эстетическим вкусом.
Я помню твои школьные сочинения и
рисунки. Неужели ты не можешь найти
себе дело по душе?
-- Знаешь что, отстань,
-- раздраженно ответил Вольдемар. -- Ты
думаешь, я приехал для того, чтобы
выслушивать твои нотации и
бесконечные разговоры о том, почему я
живу не так, как ты себе представляешь
правильную жизнь.
-- Ладно, не кипятись,
-- постарался успокоить друга Дмитрий.
-- Я не хотел тебя обидеть. Просто не
понимаю, почему ты не живешь, как
хочешь?
-- Сам, небось, знаешь,
обстоятельства не позволяют. Кормить
себя надо. Не валяться же в постели
целый день.
-- А мне кажется, ты
просто не знаешь, чем заняться. Этот
бизнес для тебя как наркотик, без
которого ты уже не можешь
существовать. И хотя понимаешь, что
занят не тем, однако все равно уже не
можешь или не хочешь измениться.
Потому и оправдания себе ищешь. Ты
должен, пока не поздно, начать новую
жизнь.
-- Ничего я не должен!
Достал ты меня своими нотациями.
Если тебе нравятся бесконечные
разговоры о смысле жизни, то это не
означает, что и всем остальным они по
душе. Лично мне голову ломать надоело.
-- Но почему ты не
хочешь найти себе работу, в которой
будешь осуществлять то главное, что
является твоим предназначением?
-- Есть обстоятельства.
-- Обстоятельства
тогда лишь играют важную роль, когда
мы ищем в них оправдание.
-- Есть такие
обстоятельства, которыми невозможно
пренебречь. Если они, например,
связаны с людьми.
-- Да, такое
существует. Но только будучи
уверенным в себе, можно оказывать
помощь другим. А пока ты сам
нуждается в помощи.
-- На данный период
времени важнее помочь умирающему
отцу. Это мой долг. А то, о чем ты
говоришь, находится в стадии ожидания.
-- Но ты никогда не
выйдешь из состояния ожидания, если в
один прекрасный момент то, к чему ты
предназначен, среди прочих важных
вещей, не станет для тебя самым
главным.
-- С этим я согласен.
Но пока этот момент не наступил, и
слава богу.
-- Могу тебя заверить,
что он никогда не наступит, пока ты сам
не наступишь на момент.
-- Верно.
-- За что же тогда
благодарить Бога?
-- В смысле?
-- Благодарить за то,
что он тебе не помогает?
-- Спасибо за то, что он
не лезет и не мешает. По моим планам
мой час еще не наступил. Сейчас я
вынужден работать, чтобы в будущем
заняться главным.
-- Фокус в том, что час
твой не наступит, пока ты сам не
захочешь этого. А когда захочешь, то
никакие обстоятельства не смогут тебе
помешать.
-- Согласен. Но захочу
я, только лишь когда буду обладать
всеми необходимыми средствами.
-- А ты знаешь,
сколько средств тебе надо?
-- Знаю.
-- Но не получится ли
так, что, занимаясь второстепенным, ты
тем самым не уделяешь время
главному?
-- Я подготавливаю
условия для того, чтобы в свое время
заняться главным. Был бы у меня
миллион, вот тогда бы...
-- Эта старая, старая
сказка. Кажется, вот накоплю денег, и
тогда... Но когда денег становится
достаточно, почему-то все планы
забываются. Это иллюзия, будто нужно
освободиться от материальных забот и
сразу появится вдохновение.
Происходит как раз наоборот: именно в
процессе преодоления трудностей
создаются вдохновенные творения.
-- Сейчас у меня не
хватает знаний и умений.
-- Знания и умения
появляются только в процессе
созидания, причем главного, а не
второстепенного. Что тебе мешает
изменить структуру времени в пользу
главного в своей жизни?
-- Главное не приносит
дохода.
После этих слов
Дмитрий не нашелся что сказать.
Они долго молчали,
пока, наконец, Вольдемар первым не
заговорил.
-- Не стоит попусту
грустить. Займись чем-нибудь, --
посоветовал он Дмитрию.
-- Я занят.
-- Чем же?
-- Своими мыслями.
-- Лучше почитай. Я
купил интересный дайджест.
Вольдемар положил на
тумбочку журнал небольшого размера.
Чтобы не обидеть
друга, Дмитрий взял журнал и безо
всякого интереса стал его листать.
Внимание привлекла небольшая статья
с набором цифр. Дмитрий стал ее
читать, и внезапно возникло ощущение,
словно раньше он уже где-то читал эту
статью. И вдруг Дмитрия осенило, -- так
ведь это же он написал! Это была его
собственная статья, первоначально
опубликованная в популярном
еженедельнике, а позднее
переведенная за рубежом. Судя по
всему, она показалась интересной
редактору дайджеста, и он перепечатал
ее, не указав имени автора.
Дмитрий прочитал
статью от начала до конца, словно это
было написано и не им вовсе. Он
испытал чувство стыда: почему-то
неприятно было увидеть признание
плодов своего труда; даже стало
неловко оттого, что когда-то он
занимался такой ерундой. Еще недавно
Дмитрий жаждал признания, и вот,
когда это признание пришло, он не
ощутил ничего, кроме разочарования;
даже обрадовался, что не напечатали
его имя.
-- Что ты там читаешь?
-- спросил Вольдемар.
-- Да вот статью мою
перепечатали, -- равнодушно ответил
Дмитрий.
-- Не может быть!
-- Только радости
никакой я по этому поводу не
испытываю. Скорее, наоборот.
-- Почему же? Я бы на
твоем месте гордился таким
признанием.
-- Тот, кто творит ради
желания прославиться, никогда не
останется в Вечности. Настоящий
художник творит не для признания, а
ради самореализации.
-- Ну, а гонорар ты хотя
бы получил?
-- Я писал не для того,
чтобы получить за это деньги.
Настоящие творения создаются не ради
гонорара. Творчество -- это
единственное противоядие против
смерти; мука и в то же время радость,
облегчающая страдания жизни. Только
в последнем своем качестве творение
мыслится как товар.
-- А я вот работаю
исключительно за деньги. Накоплю
побольше, а потом найду дело по душе.
-- И я работаю за
деньги, но не ради них. Да и как можно
требовать вознаграждение за то, что
приносит удовольствие?