НОВАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Кофырин Николай Валентинович: "Чужой странный непонятный необыкновенный чужак"


[ 1 ... 82 83 84 85 86 ... 96 ]
предыдущая
следующая

Но если человек не способен распорядиться тем, что имеет на земле, то вряд ли стоит ему давать более благоприятные условия в Вечности. Хотя, дело даже не в условиях существования, а в том, как ведет себя человек при любых условиях. Страдает он оттого, что мечется и сам убегает от своего счастья. Все на этом свете хорошо. Даже когда очень плохо -- тоже хорошо, значит, будет лучше! Все благо, даже болезнь, потому что она заставляют оторваться от бренного. И смерть тоже благо. Нам все дано, важно лишь понять скрытый смысл. Но люди искренне считают себя несчастными, оттого что не осознают своего счастья. А все потому, что ждут чего-то более совершенного, вместо того, чтобы радоваться имеемому! Вот если бы, к примеру, я знал, что в прошлой жизни был червяком, разве сейчас я бы не радовался тому, что имею такое совершенное тело? Люди хотят лучшего, предпочитая не задумываться над тем, что все накопления могут исчезнуть в один прекрасный момент.
   -- Почему же прекрасный?
   -- Потому что в этот момент становишься свободным. Ведь свобода не в материальной обеспеченности, а в самоограничении. Причем не только в отказе от существующих привязанностей, но и от привязанностей желаемых. Главное в человеке не то, что он имеет, а то, что он может отдать; оставшееся и составляет его суть. Смысл жертвы как раз и состоит в признании непривязанности к материальным благам, в духовной свободе. Но свобода это не дар, а бремя, поскольку каждый должен выбирать между добром и злом. В этой свободе выбора и заключен механизм отсеивания пшеницы от плевел. Человек хочет быть счастливым, но счастье это не удовольствие и даже не наслаждение, а радостное состояние души. Быть счастливым для меня означает жить спокойно и радостно. На первый взгляд, это кажется простым. Но как только попытаешься достичь такого состояния, так сразу почувствуешь, насколько это трудно. Счастье дается как награда, но вовсе не обязательно подчинять свою жизнь зарабатыванию наград.
   -- А ты никогда не замечал, что у счастья горьковатый привкус?
   -- Ты прав. Даже ощущая себя на вершине блаженства, я никогда не мог избавиться от ощущения трагизма. Меня всегда интересовало, что скрывается за границей счастья. Мне хотелось узнать, что там дальше. Каждый человек идет своим путем к счастью: один через приобретение материальных благ, которые видятся ему средством обретения душевного комфорта, другой непосредственно через отказ от материального ради духовного. Большинство людей трудятся, растрачивая свою жизнь на накопление тленных ценностей, забывая, что обилие вещей не синоним счастья, а деньги вовсе не обязательный компонент благополучия. Приобретая все большие материальные ценности, человек закрепощает себя ими, поскольку начинает думать прежде всего об их сохранности. Так незаметно из средства деньги превращаются в цель. Соблазн получить больше и больше губит человека. Всю жизнь люди борются вначале ради материального достатка, а потом ради избытка, а все лишь для того, чтобы однажды оставить накопленное за ненадобностью. Ведь как приходим мы в этот мир голыми, так и уйдем, не взяв с собой ничего, кроме того, что накопили в своей душе. А потому для меня самоограничение не цель, а лишь средство освободить себя для любви. Держаться в мире нужно за счет собственной устойчивости, а не благодаря помощи других. Я никого не упрекаю, пускай каждый живет как хочет. Пусть тот, кто находит счастье в удовольствиях, покупаемых за деньги, стремится, чтобы денег у него было как можно больше. Но кто может сказать, сколько именно человеку нужно, и где та граница, когда пора остановиться и задуматься, чем живет душа? Однако люди думают не о том, как спасти свою душу, а как подороже ее продать. Человечество просто купилось за комфорт. Даже совесть стремятся конвертировать в деньги. Душу продать легко, а вот купить невозможно. Те, кто стремится всеми правдами, а чаще неправдами, побольше урвать, чтобы сделать обеспеченными своих детей, не понимают, что воспитывают добру и любви не деньги. Чтобы делать добро, не нужно быть богатым. Грязные деньги не только не создадут блага, но откликнутся страданием детей за проступки их родителей. Не это ли есть божья кара за грехи отцов? Механизм отделения плевел от пшеницы как раз и состоит в том, чтобы разделить своекорыстных, кто живет и работает ради денег, от людей бескорыстных, живущих духом. К тому же, ум состоит не только в умении зарабатывать деньги, а и в способности от них отказываться. Богатство порождает не меньше, а даже больше проблем, чем бедность. Только проблемы эти разные. На лицах тех, кто посвящает свою жизнь накоплению материальных ценностей, не видно ощущения удовлетворенности и покоя, хотя они об этом мечтают. Если предложить им обменять все материальные блага на покой -- не отдадут. В действительности он им просто не нужен. Суета -- это смысл жизни повседневных людей. Покой нужен для созидания. Это необходимое условие и прелюдия любого творчества, своего рода настройка восприятия. Достижение же материального комфорта предполагает погоню за все большим достатком, зависть, соперничество, тогда как духовному совершенствованию чужда конкуренция. Материальные ценности разъединяют людей, тогда как духовные объединяют. Поэтому я убежден: будущее цивилизации связано с развитием именно духовной сферы, и прежде всего нравственности. Нужно умерить материальные потребности, увидев счастье в самопожертвовании, а не приобретении. Иначе вместо примирения цивилизация пойдет по пути подчинения сильными слабых. Многие говорят, что материальное потребительство это тупик, а выход в духовном совершенствовании и единении, но лишь единицы следуют этому, поскольку Истина для немногих. Чтобы понять, что представляет собой человек, нужно узнать его самое сокровенное желание. В отличие от материального, духовное богатство невозможно отобрать, и мало кто на него польстится, поскольку у каждого оно свое. Наблюдая людей, я разделил их на две группы: правдоискатели и кладоискатели.
   -- И к какой ты относишь себя?
   -- К первой, поскольку хочу найти свой путь к Истине, понять, в чем смысл и цель моей жизни. Но правильный ответ на вопрос о смысле жизни состоит не в открытии новых вариантов ответов, а в полном проживании того, что дано каждому. Мне кажутся наивными те, кто стремится оставить свой след в этой жизни. Это все равно что следы на песке, -- глядишь, вот уже и смыты набежавшей волной. Нет, надо ставить такие цели, которые, даже оказываясь недостижимыми, наполняли бытие смыслом. Создание комфортных условий для духовной жизни не может быть целью, потому что духовное существование не просто самостоятельно, но и в определенной мере независимо от материального мира. Человек свободен ровно настолько, насколько ему хватает решимости быть свободным. Ведь при любой несвободе можно сохранить независимость. Истинная независимость -- это свобода духа от влияния обстоятельств. Все стремятся расчетливо устроить жизнь, стараясь добиться ясности и определенности, тогда как именно неопределенность есть основание свободы. Мне кажется, в результате жизненного опыта должно образовываться некое духовное качество позволяющее любить и радоваться несмотря ни на что. Именно стремление к любви порождает у меня потребность в правде и полное неприятие лжи. Подлинная независимость -- это и есть дух, для которого свобода является лишь условием существования. Те, кто отрицает воздействие духовного на материальное, просто слепы. Духовный человек влияет на окружающих тем, что одним своим примером препятствует совершению другими плохих поступков. Однако никого не нужно учить жить, необходимо лишь учиться самому!
   Многим людям хватает ума понять, как нужно жить, но мало у кого находится достаточно сил и воли жить так, как они понимают. Даже если у повседневного человека есть все необходимые условия для гармоничной жизни тела и духа, он все равно выберет жизнь тела. Он будет придумывать себе все новые потребности и заботы, чтобы тем самым оправдать свое бездуховное существование. Но человек, может быть, тем и отличается от животного, что не все время думает о том, как себя прокормить. Тот, кто пеняет на материальные невзгоды, стремится лишь таким образом найти оправдание безжизненности духа. Дух не во всякой душе поселяется, но лишь в той, что живет любовью. Все ищут любви. Тот, кто не находит ее источник, пытается найти наслаждение. Любовь, так же как и радость, -- категория духовного, тогда как наслаждение -- телесного. В поисках радости один стремится любить, другой -- копить деньги. Истинно верующий в бессмертие души не цепляется за материальные блага. Когда же в душе нет ничего, остается только хвататься за вещи. Кто познал радость духовной жизни, тот никогда не предпочтет ее телесным наслаждениям. Неприятности практически не достигают меня, когда я смотрю на них с высот духовного совершенства. Житейские трудности -- всего лишь выражение внутреннего разлада с самим собой. Ведь все проблемы отнюдь не материального свойства, но духовного. Когда человек живет в согласии с духом в себе, то материальные затруднения для него не представляют проблем. Когда же в душе что-то не ладится, то раздражает все. Вот тогда люди и создают себе проблемы, чтобы их решением отвлечься от недовольства собой. На самом деле, это пример бегства от себя, попытка заглушить голос, звучащий внутри. Для человека Выбор -- это прежде всего решение жить честно или продолжать обманывать себя. Человек отступает в ложь, которая кажется спасением. На деле же, ему просто не хватает смелости признать свою неправоту.
   -- А тебе не кажется, что ложь -- своего рода защита от постороннего вмешательства?
   -- Ложь -- это игра в прятки с самим собой. Однако люди предпочитают скрывать собственный самообман, тем самым защищая свое внутреннее пространство, где каждый может и хочет быть таким, каков он есть. Через самообман мы сами отказываемся от счастья, путь к которому лежит через поиски Истины. Но люди с б?льшим умением и удовольствием лгут, нежели говорят правду! А все потому, что боятся потерять то, что имеют. Но лично я не настолько глуп, чтобы лгать.
   -- Часто приходится хитрить, чтобы не оказаться обманутым самому. Что же делать, дабы не стать жертвой чужого коварства?
   -- Выбирай правду.
   -- Даже если грозит смерть?
   -- Делай то, что по силам. Ключевая проблема в жизни каждого человека это поиск любви, а он невозможен без правды. Но правда -- это достояние мудрых и сильных! Вообще, уровень развития человека определяется по тому, насколько он разобрался в вопросах добра и зла, живет ли он праведной жизнью. Умный человек понимает, что из правды можно извлечь гораздо большую пользу, чем изо лжи. И если мудрость это понимание что есть добро, то любовь -- искусство делания добра. На мой взгляд, зло есть выражение выгоды для себя за счет другого, а добро -- это выгода другому за счет себя. Свободен же человек настолько, насколько способен поступать без учета собственной выгоды.
   -- Но разве может делать человек что-либо для другого, не делая в то же время для себя?
   -- Когда я делал добро без выгоды для себя, то получал такое удовлетворение, что уже никакая личная выгода не могла прельстить меня б?льшим наслаждением. Вообще, я вижу три уровня отношения к жизни: низший -- уровень для себя за счет другого; средний -- сопереживание и помощь другим и для себя тоже; высший -- приношение всего себя в жертву ради других. Делать добро другим без выгоды для себя -- это колея, встав на которую однажды, получаешь такое удовольствие, что уже никогда не захочешь свернуть с избранного пути. Но большинство людей воспринимает мир только через призму личной выгоды, ведь иначе он перестает различать окружающих его людей. Но человек суеты по-другому не может. Закон выгоды касается только материального мира. Истинная добродетель не требует воздаяния. В духовном мире существует обратный закон: пользу тебе приносит все, что не является собственной выгодой.
   -- Мне кажется, то, о чем ты говоришь, многие понимают.
   -- Умом, возможно, и понимают, но все равно продолжают жить иначе: выбирают тленные блага и при этом всем сердцем стремятся к душевному покою. Мало понимать -- необходимо чувствовать, сопереживать. Все хотят любить, но предпочесть любовь вещам могут не многие. Быть может, фокус состоит в том, что если человек не тянет на себя, то и не конфликтует с другими, освобождаясь от того, что ему не нужно, и тем самым делая себя доступным любви. Таким образом, человек имеет то, что не боится потерять. Как только я отказывался от борьбы за собственность и уступал, то все решалось крайне мирно. Самое главное, я сохранял то, что никто все равно не смог бы у меня отобрать, -- мою душу. Страх быть обманутым и боязнь потерять веру в людей -- всего лишь реакция на поступки окружающих. Мы привыкли говорить -- "жизнь это борьба". Но это так, лишь когда мы сами боремся со всеми, отстаивая свое право на владение принадлежащим нам по праву. Однако что более правильно: бороться, отстаивая свои права, во имя того, что каждый понимает под справедливостью, или же обратиться к той любви, жажда которой живет в душе каждого человека? Если выберем путь борьбы, то можем стать ее жертвой. А если путь любви, то возникает надежда разбудить в душе соперника чувство всепрощения. Необходимо только знать, как именно нужно любить, чтобы победить в другом ненависть. А это нелегко. Но надо во что бы то ни стало стараться решать проблемы не борьбой против, а любовью за любовь. Ведь, на самом деле, у нас ничего нет, мы всем лишь пользуемся. А все что имеем, заключено в нашей душе.
   -- Я стараюсь не делать другим того, чего не желаю себе.
   -- А ты постарайся поступать вне зависимости от того, как относятся к тебе. Спорить и убеждать людей бестолку, каждый останется при удобном ему мнении. Люди могут измениться, лишь когда очень захотят. Каждый сам отвечает перед Богом. И пусть я не в состоянии никого изменить, но могу, а значит, должен помочь тем, кто нуждается в моей помощи. Человек устроен так, что жаждет отрицания. Но оно необходимо ему для утверждения. Потребность во зле есть оборотная сторона потребности в добре. Искушение -- это своего рода закалка. В том-то и состоит противоречивая сущность человека, что в нем заключено зло и добро, и ему нужно выбирать, каким быть. Этот выбор и есть путь как личный ответ человека самой своей жизнью на вопрос о ее цели и смысле. Вопросы "зачем" и "почему" -- это бремя свободного человека. Каждый волен выбирать то, каким ему быть, но выбирать сознательно, а не как ребенок, даже если для этого нужно было бы стать святым или опуститься в бездну грехопадения, при этом всегда оставаясь самим собой. Главная проблема в жизни человека -- поиск своего пути. Причем сколько людей -- столько путей. Одни стремятся к Истине, другие пытаются убежать от нее. Большинство же предпочитают заполнять жизнь постоянными заботами по обслуживанию тела. Людям не нужна Истина, они заняты своими делами! Но есть одна неоспоримая и видимая всем сторона Истины, заключающаяся в том, что все мы смертны. Эта мысль вносит ощущение трагизма в человеческое существование, одних подталкивая к решению вопроса о смысле жизни, других к бегству от нее. Одни видят трагизм человеческого существования прежде всего в неизбежности конца, другие в беззащитности перед каждую минуту подкарауливающей смертью, третьи в страхе за свое будущее, четвертые в неизведанности грядущего, кто-то в одиночестве. Однако нет ничего такого на земле, что лишало бы желания жить. Лично я не боюсь смерти, потому что знаю -- это не конец. Но большинство людей бежит от смерти, вместо того чтобы разобраться с ней лицом к лицу. Хотя именно через призму смерти только и видна Истина.
   -- Но что есть Истина?
   -- Вряд ли тебе нужен мой ответ. Подлинный ответ тот, что найден тобой самим, потому как это процесс постижения истины через заблуждения и ошибки. Да и не может быть одного ответа на всех. Жизнь человека -- это процесс поиска, даже если перед смертью старик согласился с тем, что узнал еще в молодости; этот поиск и составляет духовное совершенствование. Человеку нужна не Истина, а путь к ней. Истина проста, а вот путь к ней сложен. Важен даже не сам по себе поиск ответа, а то, как он изменяет жизнь человека. Ответ на вечный вопрос лежит в душе каждого, и желающий познать должен отыскать его в своей собственной душе. Только когда человек сам находит ответ, Истина перестает быть чужим знанием и становится плотью и кровью, побуждая действовать. Да, Истина известна давно и каждый о ней слышал. Но сокровенный смысл ее открывается лишь тем, кто стоит на Пути. Истина и есть путь ее постижение в развитии человеком себя. Пусть ты узнаешь истины седые, прочтя их в мудрых книгах и стихах. Что толку в них, когда они чужие и, кажется, весь мир в твоих руках. Всему черед свой, -- истина простая, понять жизнь можно, только пережив. Не требуй мудрости у тех, кто без печали стремится жить, про цель свою забыв. Нам нужен опыт свой, и он лишь важен для тех, кто хочет Истину любить. Лишь мудрый в жизни может быть отважен, и никому его с пути не сбить.
   -- А у тебя не возникало ощущения, словно ты ищешь истину с завязанными глазами, или что она играет с тобой в прятки?
   -- Возникало. Но что происходит с человеком, когда после долгих и мучительных поисков ответа на свои вопросы он находит чужие ответы? Разве он пользуется ими? Чаще всего нет. А все потому, что люди руководствуются не столько чужими советами, сколько собственным опытом и интуицией. В жизни важен не результат, а процесс. Не в писаниях, но в деяниях смысл Свершения. Познание идет не через слово, но через действие. Свой опыт важнее чужой мудрости. Возможно, потому он и приходит с годами, поскольку не для молодости предназначен. Как бы жил юноша, если бы знал столько же, сколько и шестидесятилетний старик? Главное не сколько прочитаешь, а что откроешь сам, хотя при этом и повторишь пройденный другими путь. В конечном итоге не чужие мысли подвигают к действию, а собственные чувства. Важно не до чего додумаешься, а что совершишь! Для человека мыслящего его жизнь есть эксперимент над собой. Ему нужны собственные ошибки, поскольку не существует универсального алгоритма, у каждого свой неповторимый путь, в котором позитивный опыт основан на анализе негативного. Однако главное заблуждение в нашем отношении к действительности состоит в том, что мы вначале оцениваем события, а потом, исходя из данной нами оценки, начинаем осмысливать произошедшее и делать прогнозы на будущее. На самом же деле, нужно делать все наоборот, стараясь избегать оценок. Но человек чаще поступает не как считает нужным, а как ощущает необходимым поступить.
   -- Почему?
   -- Потому что руководят человеком не мысли, а чувства, не обстоятельства, а желания. Мысль это только рефлексия чувства; она подготавливает действие, но подталкивает к осуществлению опять же чувство. Можно поделиться знанием, однако человек все равно будет следовать за собственным влечением. Дело в том, что ему нужен опыт собственных переживаний. Это слова могут быть чужие, а чувства всегда свои. Понять можно, только приняв, а принять, только пережив что-либо подобное. Именно поэтому самое дорогое у человека это его чувства. Невозможно описать словами страдания, их можно только пережить. А все потому, что слова лишь восковой слепок чувства. Так же, как ненависть и любовь, Истину невозможно пересказать словами, ее можно только почувствовать. Потому что Истина -- она живая! К ней не может быть кто-то ближе, а кто-то дальше, один знать лучше, другой хуже. А все потому, что Истина внутри нас. Она везде -- и в радости, и в горе, в обыденности, и в
[ 1 ... 82 83 84 85 86 ... 96 ]
предыдущая
следующая

[ на главную  |   скачать полный текст  |   послать свой текст ]