НОВАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Кофырин Николай Валентинович: "Чужой странный непонятный необыкновенный чужак"


[ 1 ... 83 84 85 86 87 ... 96 ]
предыдущая
следующая

суете. Нет ничего прекраснее самой серой повседневности с грязью на улицах и выяснением взглядов на жизнь в очередях. Истина не нуждается в украшениях. Это знание может отчуждаться, поскольку существует в словах, Истина же существует в действии, в непосредственном усилии; она не нуждается в чужих толкованиях, потому что представляет собой всю полноту глубоко личного и неповторимого переживания, которое другим недоступно. Тот, кто способен почувствовать Истину, не настаивает на собственной правоте. Люди спорят, не понимая, что как одна правда не истина, так и из множества разных правд истина не слагается. Тот, кто спорит, тому некогда делать, а тот, кто делает, не тратит время на спор. Истина очевидна всем, вот только следовать ей могут немногие. Утверждать же и доказывать требуется неправду, поскольку почти все люди видят ложь и понимают обман. А ложь это всегда страх перед правдой.
   -- Но ведь согласись, сколько людей, столько и мнений, причем каждый по-своему прав.
   -- Да, у каждого своя правда. Но Истина-то одна! Она никогда не спорит и ничего не отвергает, не требует доказательств и ко всему терпима, она настолько очевидна, что свободно предлагает выбирать между собой и чем-либо еще. И хотя ответ на вопрос "Что есть Истина?" всем ясен, его намеренно затуманивают, чтобы не отягощать себя необходимостью действовать. Каждый искажает Истину мерой своего понимания. Хотя... люди ищут даже не столько Истину, сколько себя в ней. Они предпочитают спорить о Боге, вместо того чтобы следовать заповедям, находя в нескончаемых дискуссиях оправдание собственному бездействию, и тем лицемеря. Потому-то Господь и давал людям Истину не через книги, а через конкретные ее проявления. Абстрактное знание устраивает лишь лицемеров и фарисеев. Им не нужна Истина, требующая реального действия. Книжная истина -- это мертвая истина. Понятно, почему люди предпочитают живого пророка -- важно видеть его глаза и поступки, поскольку они убедительнее любых слов. Словами обращаются к разуму, к сердцу -- делами. Иисус Христос понимал, что истина, вычитанная из книг, не оказывает должного действия, а лишь вносит раздор чужими толкованиями. Людей убеждают не слова, а дела. Дело не в слове, но слово в деле. Поэтому Иисус сам ничего не записывал, а лишь творил Истину. Ведь людям нужны не проповеди, а свершения, не призывы, а доказательства. Именно поэтому в веках остается только слово, кровью омытое.
   -- Но если Истина должна быть прожита, значит, в этом заложен определенный смысл и есть какая-то цель. Не так ли?
   -- Каждый сам отвечает на вопрос о цели и смысле своего существования. Если и существует Ответ, то он универсален, и каждый может использовать его в своей неповторимой жизни. Я много думал над словами Христа: "И познаете Истину, и Истина сделает вас свободными", -- и пришел к выводу, который может сделать каждый: если Истина -- это Бог, а Бог -- это Любовь, значит, Истина -- это Любовь. Познав Истину, мы познаем Бога, а значит именно Любовь сделает нас свободными.
   -- Но ведь чаще мы делаемся зависимыми от этого чувства.
   -- Зависимость не от любви, а от желания. Любовь не может быть несвободной. Хотя "свободная любовь" это все равно что "мокрая вода". Большинство людей любят или себя, или свое чувство. Но истинная любовь -- это когда любишь и врага своего. То, как ты любишь, и есть подлинное проявление твоей сущности. От любви в тебе ничего не убавится. От любви только прибавляется!
   -- Но откуда же в людях столько злобы?
   -- Возможно, оттого, что или их никто не любит, или они не любят никого. Мы все нуждаемся в том, чтобы нас понимали и прощали, все хотим любви, даже когда боимся и бежим от нее. Она главная потребность для души и тела. Что есть наша жизнь как не постоянное обучение любви? Только любовь дает понимание. Ведь пока не сам почувствуешь, не поймешь.
   -- Но как почувствовать?
   -- Твори добро. Ведь если Истина -- это Любовь, то добро связано с истиной, являясь конкретным воплощением любви. Но не всякое добро благо, поскольку может быть и во вред человеку, если не отражает истинных его чаяний. Благом является то, что связывает человека с Богом, с Вечной Правдой.
   -- А что ты разумеешь под Вечной Правдой?
   -- Души бессмертие в любви! Любовь -- ведь в ней все тайны мира заключены, как будто в божестве. Нет без любви мне в жизни этой пира, и счастья нет на грешнице земле. Зовут ее по-всякому, быть может, но суть одна, я в этом убежден, -- мир без любви был просто б невозможен. К чему стремиться, если не влюблен? Любовь есть ключ к ответам тайны жизни: зачем живу, в чем жизни цель моя. Понять ее словами без болезни, без мук и без страдания нельзя. Всяк знает: нет любви без отреченья, себя до слез растаять я хочу, отдать всего безудержно влеченью, чтоб с наслажденьем выпить боль свою. Когда средь суеты дней незаметных нам что-нибудь напомнит про любовь, мы вздрогнем от тоски в потугах бренных и захотим прожить всю муку вновь. Мечты любви -- не это ль измеренье невидимое стонет среди нас? Его не видя, чувствуем влеченье обнять, как братьев, всех людей подчас. Хотим любить, любви мы страстно жаждем, стремясь понять, к чему же нас влечет, но повстречав в толпе ее однажды, поток людской нас мимо пронесет. Так и живем, дни лени посвящая средь суеты ненужных нам вещей. Чего хотим, уж точно и не знаем, и предаем давнишних мы друзей. В приобретеньях чуждых забывая все то, к чему с тоской зовет душа. Как поздно мы, однако, понимаем, зачем же жизнь нам все-таки дана.
   -- Может быть, именно в любви заключен Закон существования этой жизни и путь в жизнь иную?
   -- Возможно. Да и что нам нужно в Вечности? Что вообще нужно Вечности? Мне кажется, только любовь! Любовь всей жизнью управляет, но счастьем тех лишь награждает, кто душу смело раскрывает, навстречу царственной любви. Никто в точности не знает, что произойдет в следующее мгновение. Есть только сегодня и сейчас. И завтра опять будет только сегодня. Надо просто любить и ничего не бояться, потому что умереть мы можем в любой момент где угодно. Каждый день я стараюсь несмотря ни на что любить, отдавать, дарить свою любовь и прощать, ничего не требуя взамен. Какая польза может быть больше той, что приносит любовь? Что может быть выше радости любви?
   -- Мне иногда кажется, что все трагедии на земле от ненашедшей себя любви!
   -- Это потому, что мы ищем ее вовне -- в женщине, в Родине, в матери, в детях, в природе. Но любовь в нас самих! Ее мы можем найти не где-то или в ком-то, а прежде всего в своем собственном сердце. Человека, который живет любовью, легко различить среди других. Ему противна всякая несправедливость, он питает отвращение ко лжи и не может совершить зла. Любовь его самоотверженная и самозабвенная, подобна той, как собака любит своего хозяина, даже если он и бьет ее иногда. Человек любви принимает все происходящее как благо, потому что любит всех и вся несмотря ни на что. Казалось бы, что препятствует людям любить, причем не только друг друга, но и все вокруг? Страх! Страх потерять имеемое! Ненависть, зависть, сладострастие -- все это результат нелюбви. Ведь когда любишь, то все остальное неважно. Тот, кто отвергает любовь ради выгоды -- несчастный человек, его пожалеть надо. Там, где нет любви, вырастает поганка сладострастия, в которой есть лишь желание брать без желания отдавать. Сладострастие -- это болезненная гримаса нелюбви, гримаса страдания, гримаса боли, это наслаждение болью, одно лишь наслаждение для себя, наслаждение, в котором нет ни души, ни чувства.
   -- Но откуда появляется боль от желания любить? Что это -- результат неудовлетворения потребности или страх не познать себя? И почему любовь погибает от лжи?
   -- Потому что любовь это вера, это самораскрытие, подобное цветению. Ложь ведет к потере веры, а без веры не может быть любви, ничего быть не может. Без веры все рушится!
   -- Но откуда в любви появляется ложь? Может быть, это когда один не может дать того, что просит другой? Но возможно ли вообще разрешить проблему предпочтения: когда я хочу, а она не хочет, я не хочу, но хочет она, желаем и я и она, но мешает кто-то третий?
   -- Возможно, в этом и заключен источник зла: когда тебя не только не любят, но и отвергают твою любовь, не принимают твою нежность, на искренность отвечают предательством, -- тогда и возникает стремление болью заглушить боль, причинить страдание другому, чтобы уменьшить собственную муку, и делать несчастными ближних, дабы не чувствовать несчастным только себя.
   -- Может быть, в этом умении любить несмотря ни на что и заключена суть божественной любви?
   -- Любовь подобна ситу, через которое Бог просеивает людей, отделяя плевелы от пшеницы, потому что именно любовь -- самое что ни на есть истинное выражение сути человека. Она конечный продукт различных способов самосовершенствования, и потому неважно, какой способ лучше, лишь бы он приводил к любви. Все, что к любви побуждает, есть благо! Мы подчинены любви, и она управляет нами. Миром распоряжается Любовь, которая есть Бог. Таким образом Бог управляет миром посредством любви. Когда пропадает потребность любить, пропадает желание жить. Первопричина любого созидания, а тем более творчества, есть любовь. Любовь дарит не только желание, но и способность творить. Там, где исчезает любовь, на смену ей приходят разрушение и смерть.
   -- Но что же тогда, по-твоему, любовь?
   -- Что такое любовь? Это боль отреченья, это радость вернуться к себе самому, это счастье без всякого разрешенья, это шанс вместе быть и не быть одному, это время, расставшееся с часами, это нежность оттаивающей души, это мука желания слиться телами, это чувство исчезнувшего Я и ТЫ, это слезы, когда умирают надежды, это стон иссушившей разум мечты, это грусть посреди безлюдной пустыни одиноко падающей звезды...
   -- Кто это написал?
   -- Неважно.
   -- Скажи, зачем, почему я лишен жены и дочери, которых очень люблю?
   -- То, что уходит -- не твое. А зачем тебе чужое, если оно будет лишь обузой для тебя? Раз теряешь что-то, значит, это тебе не нужно.
   -- А как ты относишься к женщинам?
   -- Я люблю их так же, как птиц и цветы. К сожалению, женщины не понимают этого. Они все в поисках страсти, сами не ведают, чего хотят, а уж если хотят, то совсем не того, чего на самом деле желают, и при этом не знают, как распорядиться дарованной им красотой. Но не красота источник вдохновенья, а Тайна Вечности, Бессмертие Души. Желанье Женщины -- Природы повеленье. Бессмертие же требует Любви! Без чистоты нет в чувстве совершенства. А жажда плоти -- Космоса игра. Непонятой душе нет в мире места. Прекрасное -- не только красота! Поверь, в жизни есть нечто более интересное, чем дамы. Хотя, если повезет, женщина может подарить неповторимо нежное, утонченное ощущение единения, и отказываться от этого глупо, поскольку это часть жизни, которая, однако, неминуемо несет страдание. Любовь мужчины к женщине принадлежит не женщине. Это чувство не может сравниться с любовью к Отцу, поскольку любовь к женщине это только то, что она может понять и принять, тогда как любовь к Богу это вся моя любовь. Женщина для мужчины -- это школа духовной зрелости, а любовь к ней -- лишь ступенька на пути познания более высокого и совершенного. Поклонение прекрасной даме не единственное, на что способен мужчина. Лично я не для супружества создан. Мне гораздо интереснее в одиночестве. Семье я предпочитаю творчество. Тем более, что в семье все равно живешь для детей, поскольку именно они являются первостепенной ценностью. Мужчина боготворит женщину, ищет в ней Бога, но Бог не в женщине.
   -- Но как, каким образом ты любишь?
   -- Объяснить это невозможно, потому что слова не могут выразить всей сложности переживания. Когда ты любишь, тебе ничего не надо, кроме самого этого чувства, потому что оно больше всего, что тебя окружает. Любовь делает человека самодостаточным и в то же время заставляет ощущать свое несовершенство. Бог учит нас тому, как надо любить, чтобы преодолеть страдание и страх. Но мы любим, мучая себя и других своим эгоизмом. Не потому ли Христос говорил о единственной универсальной заповеди, выполнение которой есть тесные врата царства небесного и фактический рай на земле для тех, кто любит и не боится ничего потерять. Ведь любовь -- это дверь в другое измерение: четвертое, иль пятое, а может быть, шестое. Любить -- значит обрести иное зрение, плохое иль хорошее, но главное, иное. Любить -- это значит почувствовать кожей, как рождается в почке завязь цветка, оживить и согреть замерзшего в стуже одинокого спящего мотылька, это значит понять колыхание ветра, направление движения муравья, слышать зов тишины, умирание кедра и язык полыхающего огня. Замереть посреди делящейся клетки, чтоб постигнуть великую силу Любви, и тоску умирающей яйцеклетки, покидающей матку в слезах крови. Я люблю и не виден при этом для многих, как понять им меня, я для них нелюдим. Дверь в тот сказочный мир создана для немногих, только любящим виден той радости пир.
   -- Но как найти свою любовь?
   -- Мы всю жизнь ищем любовь, не задумываясь об ее источнике, в тоже время называя это чувство божественным. Мужчина ищет в женщине, женщина ищет в мужчине, тогда как искать надо в себе! Блуждая в поисках любви, мы видим разные маяки, но только один приводит нас к Господу. Человек ищет Бога вовне, а находит в себе. Жизнь человека и есть путь к Богу.
   -- Но как отличить истинный маяк?
   -- Отличить его от других можно по исходящему теплу любви, покоя и смирения. Божественная любовь не требует взаимности. Ты просто любишь и не ждешь ничего от Господа взамен, и тем счастлив. А от людской любви ждешь ответа, потому и страдаешь. Все страдания возникают из-за неудовлетворенных желаний. Но в истинной любви нет страдания, потому что нет в ней эгоизма и страха. Люди страдают оттого, что хотят любви ответной либо желают что-то поиметь от любви, тогда как нужно просто наслаждаться тем, что любишь. Вы хотите взаимности? Потому и страдаете, что хотите. А вы просто любите, ничего более не желая. Счастье ведь не в том, чтобы получать, а чтобы отдавать. Чем больше даришь, тем более прибавляется желания делать добро. Потому что когда даришь, это всегда радость самовыражения, а получаешь всегда хоть чуть-чуть, но не так, как хотел бы.
   -- Но если Божия любовь есть полное преодоление эгоизма, то способен ли на это человек? И вправе ли мы от него требовать это?
   -- Божественная любовь самодостаточна вследствие своего совершенства. Это совершенство есть законченность, когда ничего ни прибавить, ни улучшить, не испортив, нельзя. В любви к Господу нет страха, в том числе и страха смерти, -- это любовь несмотря ни на что. Только любящий чувствует, что смерти нет; для него она не значима, поскольку находясь в любви, он вне смерти. Любовь, в которой основа наслаждение, -- трагична, потому что всякая зависимость от наслаждения ведет к истощению и горечи, а в конце концов -- к самоуничтожению. Любовь дана нам не для наслажденья, а для познанья замысла Творца. Един закон любви в душе и во Вселенной. Любовь суть расширение материи. Она есть связь Творца с твореньем, желанье и энергия Его. Когда Иисус воскрес одним из первых, Он веры дал пример, забив одну из вех Пути к Отцу. Тот путь -- в любви спасенье. Любовь не только путь к Отцу, а вечный двигатель всего, энергия создания живого, раскрытие души для тайного познанья и смысла замысла великого Творца. Любовь земная нам несет страданья, а радость лишь отметина Его, магнит для человека для того, чтоб в суете сует нашли Его мы Знанье.
   -- Зачем к любви дано еще страданье? В чем смысл замысла Его?
   -- Оно дано нам всем лишь для того, чтоб, смысл поняв, забыть свои желанья. Страданья есть обочина Пути, пройти к Отцу который должен каждый, вкусив, поняв их тайный смысл однажды, отринув ценность жизни в наслаждении. А Путь -- Любовь! Тот Путь к Отцу лежит чрез очищенье. В страдании спасение твое.
   -- Почему?
   -- Потому что... нам жизнь дана, чтоб выстрадать себя, достичь гармонии души и тела, чтобы душа твоя когда-нибудь взлетела, -- вот в чем земная цель твоя. Но жизнь дана не для страданья, хоть лишь оно имеет смысл. Мы здесь для самовоспитанья души и мыслей не чужих. Но в той работе многотрудной помощников нам не дано. Должны мы сами в жизни нудной найти секрет -- рычаг всего. Секрет тот, он не потаенный в душе у каждого лежит -- сокровище в каморке темной, и пользы нет, и не вредит.
   -- Но неужели обязательно пройти через страдание, чтобы стать достойным Любви?
   -- То, что ты называешь страданием, есть лишь следствие процесса высвобождения духа от обременительных привычек тела. Дух не может закалиться сам по себе. Для того он и пребывает в теле, чтобы страданиями тела закалиться. Страждущий дух должен обязательно пройти испытание нищетой плоти. Страдание -- не плата за грех, а возможность преодолеть его, не повторяя в будущем.
   -- Но если не только за неправду, но и за правду приходится страдать, то в чем же тогда справедливость?
   -- Дана мне мука как награда, чтобы понять я смысл мог. Душа страдает, но и рада, что окликает ее Бог. Для праведника страдание есть испытание, а для лжеца возмездие. Поскольку истина не может быть придумана, а лишь выстрадана, то и родиться она может только из собственной жизни и честного отношения к ней. Нравственное страдание -- это путь очищения и возрождения. Но справедливости не существовало бы, если бы не было самой идеи справедливости. Она в нас самих. Суть ее состоит в том, что нарушение божьих заповедей есть суд над самим собой и наказание себя. То, что люди называют несправедливостью, есть лишь их сиюминутное недовольство от непонимания того блага, которое дает Господь. Все в мире связано. Творимое добро или зло никуда не исчезают, образуя цепную реакцию совершаемых добрых или злых дел. Когда делаешь человеку приятное, то ему хочется сделать то же в ответ, дабы не показаться неблагодарным. Это ответное добро он делает, пытаясь доказать себе, что способен совершать благородные поступки. И погибает человек не под тяжестью разоблачений, а от взрыва собственной совести. Может быть, справедливость -- это сбалансированность добра и зла? Не в том ли состоит высшая справедливость, что человек сам себя злом наказывает, а добром вознаграждает?
   -- Но как же тогда относиться к поруганной справедливости?
[ 1 ... 83 84 85 86 87 ... 96 ]
предыдущая
следующая

[ на главную  |   скачать полный текст  |   послать свой текст ]