-- Вот именно что
иногда. А я стараюсь это делать всегда.
-- Так уж прямо
всегда?
-- Конечно, не всегда
получается, но стараюсь, хотя это и
трудно.
-- И что же ты,
конкретно, делаешь? Научи-ка меня.
-- Да какой из меня
учитель. Я сам все время учусь. Могу
только поделиться своим опытом, хотя
вряд ли он тебе пригодится.
-- Почему же?
-- Потому что каждый
живет своим умом и учится на
собственных ошибках. Вот скажи, как ты
поступишь: как я тебе посоветую или
как ты сам считаешь правильным?
-- Конечно, как считаю
правильным сам.
-- Точно так же
поступает абсолютное большинство
людей. Для того чтобы принять чужие
советы и руководствоваться ими, нужно
самому прийти к тому, с чем согласен,
через собственные ошибки. Какой опыт
для тебя важнее: чужой или свой?
-- Разумеется, свой.
-- А говорят, что только
дураки учатся на своих ошибках, --
сказал Женя.
-- Вряд ли чужой опыт
можно изучать в теории, а значит, и
умные тоже учатся на своих ошибках, --
примиряюще произнес Илья. -- Только
одни извлекают из них уроки, а другие
повторяют вновь и вновь.
-- Если опытом
называть совокупность ошибок, то к
своим годам я наделал столько ошибок,
что, наверно, мог бы считать себя
вполне опытным человеком. В детстве
жизнь представлялась вечной и
казалось, всегда найдется возможность
исправить сделанное. Со временем
ошибки накапливались, но не всегда
опыт страховал от совершения новых.
Мы часто спорили и ссорились с отцом
по пустякам, особенно когда он пытался
дать мне какой-нибудь совет. Он
повторял: "Потом ты поймешь, что
я был прав, но уже некому будет тебе
помочь". Подсознательно я
догадывался, что он прав, но не хотел
или стеснялся себе в этом признаться.
К тому же, я не любил подсказки,
предпочитая всякий раз набивать
очередные шишки. Отец был опытным
человеком и хотел для меня только
добра, но, к сожалению, опыт не
передается по наследству. Может быть,
он этого не знал? Жизнь должна бить и
хлестать и жестоко наказывать за
совершенные глупости -- только тогда
есть шанс если не стать мудрым, то хотя
бы чуть-чуть поумнеть. За все
приходится платить, а эта наука стоит
особенно дорого, потому что
расплачиваться за нее нужно весь свой
век.
-- А вот лично я не
отказываюсь от своего горького опыта,
-- заявил Борис.-- Доведись начать все
сначала, скорее всего, я сделал бы то
же самое. Ведь часто, чтобы понять
ошибку, нужно ее совершить.
-- На самом деле, нет
ошибок. Ведь даже когда я сознаю, что
делаю неправильно, то все равно
вынужден поступать определенным
образом, поскольку необходимость
преодолеть ошибку лишает выбора.
-- Знаете что, не учите
меня жить, -- сказал Женя. -- Пусть это
сделает сама жизнь, из которой я
постараюсь извлечь уроки. Как сказал
один мудрый человек -- научиться
мудрости невозможно.
-- Да, опыт
посредством слов не передается, --
согласился Дмитрий. -- Однако
присутствует нечто, заставляющее нас
поступать определенным образом. Это
можно лишь почувствовать. Оно живет в
нас, как давно забытое воспоминание.
И это что-то можно различить в картине,
услышать в музыке, ощутить в плеске
волн и даже угадать в лике полной луны.
-- Я где-то слышал
такой афоризм: умный человек знает,
как исправить ошибку, мудрый ее не
совершает.
-- На мой взгляд, так
называемые ошибки есть результат
сознательного или бессознательного
навязывания реальности какого-то
одного своего отношения, -- разъяснил
Илья. -- И то, что жизнь не принимает
такой одномерности, вынуждает думать,
что неверен сам принцип, например, что
добро всегда побеждает зло. В
результате появляется другое
одномерное восприятие реальности,
только уже с противоположным знаком,
например, в форме цинизма или
нигилизма. На самом же деле это не
ошибки, а обретение мудрости через
уход от крайностей.
-- А ты не можешь
говорить попроще?
-- Вряд ли нужно
упрощать до понимания.
-- Как же все-таки ты
советуешь поступать? -- обратился
Дмитрий к Илье.
-- Я не могу
советовать, а могу лишь рассказать о
своем опыте. Ты можешь верить мне
или не верить, проверить и отказаться
от того, что я тебе рассказал. А можешь
и принять, если убедишься, что я прав.
Человеку нужен собственный опыт, свои
ошибки, потому что не существует
универсального алгоритма -- у каждого
человека свой неповторимый путь. Мне
даже нужны ошибки, поскольку
позитивный опыт построен на анализе
отрицательного.
-- А в чем, по-твоему,
смысл жизни, и существует ли он
вообще?
-- Смысл жизни есть у
каждого человека, и, по моему мнению,
он состоит в том, чтобы познать себя. Я
считаю, что каждый человек может
стать богом через самопознание.
-- А не кажется ли
тебе, что человек -- это бог, который
никогда не станет Богом?
-- Многое искажено со
времен Иисуса Христа. Сторонники
каждого религиозного направления
признают правыми только себя, а всех
остальных верующих считают, в лучшем
случае, заблуждающимися. Каждая
церковь хочет захватить первенство и
главенствовать над другими. Именем
Господа спекулируют. Разве он хотел
этого? Если, например, та же
православная вера есть добро, то
почему в храмах все делают за деньги?
Да что говорить -- Христа распятого
продают! А раз продают, значит
наживаются. Какая может быть тогда
здесь божественность?! Многие в
церковь ходят только для того, чтобы
покаяться, попросить прощения,
причаститься, и вновь грешить. Поэтому
я не хочу никому подражать и не желаю,
чтобы копировали меня. Лучше никому
не подчиняться. В христианстве я
почему-то должен вверить свою душу
Иисусу Христу, то есть фактически
полностью отдать себя в его власть.
Экстрасенсы тоже предлагают -- если
вам плохо, то позовите нас по имени и
вам сразу станет легче. А если они
творят зло, что тогда? Ведь отдавая
душу кому-либо, мы тем самым
устраняемся от ответственности за
свою жизнь. Лучше самому познать
себя, никому не подчиняясь и не следуя
написанному в книгах.
-- С твоих слов, можно
подумать, что ты совершенный человек,
а мы здесь все дураки, -- зло
усмехнувшись, заметил Борис.
-- Единственное мое
достоинство состоит в том, что я
стараюсь всегда говорить правду.
Главное -- чтобы меня понимали. Между
людьми, вообще, самое важное -- это
взаимопонимание. В мире сейчас зла
гораздо больше, чем добра. Но зло не
может уничтожить добро. Зло со всем
борется, в том числе и с самим собой, а
добро лишь возрастает.
-- А ты-то сам какой:
злой или добрый?
-- Во мне больше
сейчас зла, нежели добра. Но однажды я
окончательно решил встать на сторону
добра и теперь стараюсь стать
недоступным для зависти и злобы. Все
зависит от самого человека. Ведь для
того, чтобы стать добрее, нужно прежде
всего познать себя.
-- Это все лишь твои
предположения. Жизнь, она совсем
иная.
-- А разве мысли не
есть моя жизнь? Ведь любая мысль
возникает не сама по себе. Если, к
примеру, люблю я свою мать, то
стараюсь сделать ей добро. Вот и
получается, что любовь -- это добро.
Неожиданно в палату
вошла Мария.
-- А как ты понимаешь
любовь? -- спросил Илья Дмитрия.
-- Что тут еще гадать, --
вмешался Саша. -- Когда трахаются
мужики с бабами или, к примеру, когда
жалко становится умерших родителей.
-- Любовь -- это
состояние.
-- Нет, это ощущение...
как исчезают тела...
-- Между мужчиной и
женщиной может быть одна любовь, --
как бы мимоходом заметила Мария, -- а
...
-- Это не любовь! --
перебил ее Илья. -- Не может быть
любви разной, -- между мужчиной и
женщиной одно, и наряду с этим еще
что-то другое. Любовь -- как аромат
благоухающей розы, которым может
насладиться любой находящийся рядом,
кем бы он ни был.
-- Я понимаю так, а вы
понимаете иначе, -- спокойно возразила
Мария.
-- Но истина-то одна, --
категорически заявил Илья, и добавил:
-- Если мы говорим "любовь" и
при этом понимаем разное, то разговор
не имеет смысла.
-- Каждый видит ту
сторону истины, которая доступна с его
точки зрения, -- спокойно вставил
Дмитрий. -- Поэтому каждый по-своему
прав, если только он искренен. Однако
из разных правд не слагается истина.
Не может быть общей правды.
-- Истина настолько
глубока, что каждый познает тот ее
уровень, на котором сам находится, --
тихо произнесла Мария. -- Она подобна
непрозрачному шару, а потому не все то,
что видно лежащим на поверхности,
есть истина.
Дмитрий хотел
высказать собственное мнение по
этому поводу, но сдержался и решил
молча понаблюдать за разгорающимся
спором.
-- Не лучше ли сразу
сказать, что любовь мы понимаем
как-то определенно? -- предложил Илья.
-- Для меня любовь --
категория нравственная.
-- А для меня
космическая.
-- Христос говорил,
обращаясь ко всем, и одни понимали
его так, а другие иначе, но каждый в
меру своих возможностей, -- сказала
Мария спокойно. -- Меня тем и
привлекает христианство, что Иисус
обращается к каждому, ориентируясь на
общий уровень.
-- Не надо
ориентироваться на общий уровень! Мне
именно потому больше нравится
китайская традиция, где существует
один учитель и наиболее близкий ему
ученик. Я хочу просто знать, как господь
бог понимает слово любовь.
Проповедник должен сказать, что такое
любовь, а потом призывать к тому,
чтобы люди возлюбили. Он должен
личным примером показать, как прийти
к этой любви. Если, скажем, любовь --
это роза, то нужно просто цвести и тем
доставлять всем окружающим радость.
Первостепенную ценность любви среди
прочих ценностей жизни признают все
или почти все, а вот на деле реализуют
немногие. Весь вопрос в том, что
каждый вкладывает в понятие
"любовь".
-- Любовь -- это умение
прощать.
-- Вот я понимаю, что
мне нужно простить жену, которая меня
предала, но не могу. Хочу простить, но
словно не в состоянии сделать то, что
считаю правильным.
-- Значит, тебе еще
нужно учиться любви, учиться прощать.
-- Нет, начинать надо с
малого. Вот идете вы по земле, и надо
удержаться от того, чтобы не пнуть
что-то или не сломать. Только тогда
почувствуете, что чем более очищаетесь
от злобы, тем больше на вас нисходит
божья благодать.
-- Это лишь один из
путей.
-- Это единственный
путь!
-- Нет, есть и другой.
Каждому человеку интересно познать,
что скрывается у него внутри. Каждый, в
большей или меньшей степени, хочет
узнать, как он устроен. Можно ничего не
ломать, никого не обидеть, и это один
путь. Но если захочется разобраться в
сложном механизме человеческой души
и понять принцип его работы -- это уже
другой путь.
-- Не надо искать
другой путь, когда единственный путь
уже указан Христом.
-- Насчет путей я хочу
сказать, что есть Библия, есть Коран,
есть буддизм, даосизм. Если
проанализировать все, то окажется, что
своими словами люди различных
религий в противоположных частях
света пытались выразить одно и тоже. А
именно -- признание власти некой Силы
над всем происходящим на земле.
Разве это не доказательство
истинности, когда независимо друг от
друга люди приходят к одним и тем же
выводам -- необходимости любить,
творить добро и непоколебимо верить
во Всевышнего, каким бы именем его
ни называли. Все это различные пути на
вершину пирамиды. И везде погружение
в себя и внутренняя чистота являются
обязательными условиями восхождения
к божественному совершенству.
-- А вы читали
Евангелие?
-- У меня другой
Учитель, и я читаю только его книги,
поскольку он находится очень близко к
моему мировосприятию. Я не
притронусь к Евангелию до тех пор, пока
не почувствую, что дошел до того
состояния, в котором мне нужно
прочитать святое благовествование. Как
говорит мой Гуру: "По писанию вы
не станете просветленными, но только
став просветленными, вы поймете, что
изложено в Писании". Меня всегда
умиляют эти брошюрки о Боге,
призывающие любить, но не
объясняющие, как именно это делать,
как на зло отвечать добром. Авторы не
утруждают себя доказательством
необходимости любить несмотря ни на
что. Или текст предлагаемой чьей-то
чужой молитвы... Будто я не смогу найти
своих слов, чтобы обратиться к Господу.
-- Все мы верим в
одно, только каждый по-своему. Так
зачем же спорить? -- вмешался
Дмитрий. -- Чувствуем примерно
одинаково, только словами выражаем
по-разному. А все потому, что слова --
лишь восковые слепки наших
переживаний, грубые оттиски наших
чувств. Если, как сказал Иисус, истина
живая, то она существует только в
чувстве, воплощаясь не в словах, а в
делах.
-- Но в начале, как
известно, было слово, -- мягко
возразила Мария, -- И слово было у
Бога, и слово было Бог. Библия -- это
слово Бога.
-- Я полагаю, --
спокойно произнес Дмитрий, -- Библия --
это книги пророков, которые пытались
изложить на бумаге полученное от Бога
откровение. Евангелие -- благая весть
со словами нового завета. Слово же
есть сам Христос. Евангелисты
попытались пересказать увиденное и
услышанное, но вряд ли у кого-либо
получится повторить притчи, как их
рассказывал Иисус. Ведь убеждают не
слова, а то, как они сказаны. Библию
превратили в цитатник, забывая, что
главное не то, что сказано, а как и в
каких условиях эти слова произнесены.
Ситуация часто говорит гораздо больше
о смысле изреченного, чем могут
объяснить толкователи чужой мудрости.
-- Иисус долго был на
Востоке, прежде чем вернулся в родные
места и в тридцать лет начал свои
свершения, -- заявил Илья. -- Он
занимался восточными традициями
буддизма, даосизма и пришел к
просветлению там. И только после этого
начал проповедовать.
-- Это довольно
расхожая точка зрения, -- сказала
Мария.
-- А какой позиции
придерживаетесь вы?
-- Своей.
-- Люди рождаются все
одинаковые, и все они рождаются
слепыми. И только в процессе жизни
кто-то из нас может прозреть. Не может
родиться человек сразу просветленный.
Таких людей за всю историю
человечества не было ни одного. Ни
Будда, ни Магомет, ни Кришна не были
сразу просветленными, но стали
таковыми.
-- Но ведь Иисус был
сыном Бога. Он богочеловек.
-- Когда человек
просветлевает, он начинает чувствовать
божественные силы, и тогда становится
сыном бога, даже если рожден был в
семье плотника.
-- Но ведь Иисус от
Бога был рожден, и только стал сыном
плотника.
-- Он родился
человеком, а стал богом в процессе
жизни.
-- А как же тогда
непорочное зачатие?
-- Непорочное зачатие
-- это когда человек рождается заново
сам. Иисус появился на свет благодаря
женщине, но сыном Бога родился сам
без женщины и мужчины. Вот как я
понимаю непорочное зачатие. Бог
появляется в человеке тогда, когда
исчезает его Я. Будда был сыном царя,
а потом стал сыном Бога.
-- Но ведь он никогда
не говорил, что является сыном божьим.
-- Это потому, что на
Востоке другая традиция.
-- Но зачем тогда
нужно было идти на Голгофу?
-- Для того чтобы
полностью отделить дух от тела,
необходимо умереть. Ведь
освобождается дух только через
страдания тела.
-- А как же
Воскресение?
-- Придумать можно
все что угодно, но говорить следует
только о тех вещах, которые ты лично
видел и пережил.
-- Но разве исчезнет
Христианство, если лишить его
Воскресения? Никак! Потому что
христианство это прежде всего
проповедь любви в этой жизни.
-- Человека можно
сделать кумиром: Иисуса -- Христом,
Ульянова -- Лениным, Сиддхартху --
Буддой. Но не Богом! Мертвых Иисус
воскрешал, слепые становились
зрячими, и это значит, что они начинали
видеть то, чего раньше не видели.
-- Но ведь когда
хромой схватил свою постель и побежал
вприпрыжку, это было настоящее чудо!
-- Богу не нужно
творить чудеса, чтобы ему поверили.
-- Но ведь Лазаря
Иисус все-таки воскресил!
-- Не понимайте
написанное буквально. Он души
оживлял, а не тела. И когда говорил, что
нужно думать о живых, а мертвые сами
похоронят мертвых, он говорил о душах
живых и мертвых.
-- Но девочку-то он
вернул к жизни?!
Илья промолчал.
-- Конечно, толковать
можно по-разному, но когда видишь
своими глазами и можешь вложить