НОВАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Кофырин Николай Валентинович: "Странник"


[ 1 ... 62 63 64 65 66 ... 105 ]
предыдущая
следующая

независимая от человека предначертанная ему участь, с неотвратимостью предопределяющая его поступки, всеохватывающая и всеподчиняющая необходимость, справедливо управляющая всем миром.
   -- Нет, человек сам свою судьбу складывает, сам куёт своё счастье.
   -- А не выдумка ли это, судьба?
   -- Понять судьбу можно, только оглядываясь в прошлое. А вот как увидеть её в настоящем?
   -- Надо понять, чего хочет судьба. Судьба ощущается как цель и смысл пребывания на земле, как своё предназначение.
   -- Я не знаю своего предназначения и подчиняюсь обстоятельствам. Я только чувствую, как надо или как не надо поступать, а почему -- объяснить не могу.
   -- Нет, лучше не знать судьбы. Так жить интереснее. Всё равно изменить ничего невозможно.
   -- А я вот знаю случай, когда женщине предсказали гибель в автокатастрофе и она, исполнив рекомендации предсказателя, избежала гибели.
   -- Вот и мне однажды приснился сон, будто я приехал с друзьями на какую-то дачу, пошёл купаться, нырнул, зацепился ногой за корягу и стал тонуть. На помощь позвать? -- так нет никого. Так и проснулся от страха. Но самое удивительное, что всё потом в жизни в точности совпало: и дачу узнал, на которой раньше никогда не был, и место то самое, и коряга была. Но нырять не стал, помня о сне. Так что преуведомил меня Господь. Со мной никогда не случалось того, чего бы я не предчувствовал.
   Дверь открылась, и в камеру вошёл священник.
   -- Здравствуйте, дети мои.
   Никто не ответил.
   -- Вот пришёл к вам, чтобы имели возможность вы покаяться и встать на путь истинный. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо, что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу, ибо вы к тому призваны; потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Будучи злословим, он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Не воздавайте злом на зло, или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.
   -- Да надоело всё! -- прокричал кто-то с нар. -- Скорей бы уж помереть!
   -- Самоубийство - тягчайший грех, -- сказал священник. -- В нём отрицание всякого доверия к Богу и надежды на Него, а также отказ от возможности покаяния.
   -- Хватит голову морочить!
   -- Надо верить. Верить надо! Без веры смерть!
   -- Страдания и слёзы мне не нужны.
   -- Бога только трудом добыть можно.
   -- Я сам по себе верую.
   -- А надо в церковь ходить, ибо только там истина, только в церкви благодать божия, -- продолжал проповедовать священник. -- Человек - ничто! Он всего лишь сосуд, компьютер без программы, он раб божий. В том и состоит наша свобода, чтобы понять, что мы есть рабы и не в силах ничего сделать помимо воли Бога. Каждому человеку всё предначертано задолго до его рождения.
   -- Но если всё в моей жизни предначертано, то разве я свободен? -- спросил "философ".
   -- Свобода в том, чтобы выполнять волю Божию. Воля Господа раскрывается через Божественное Откровение, а для этого надо жить в Церкви, так как истина дана во всей полноте не отдельному человеку, а Церкви.
   -- А что вы называете свободой?
   -- Свобода есть осознанное рабство.
   -- Так рабы мы или свободные? Судьба управляет нами или мы управляем судьбой? И что такое судьба?
   -- Это то, что предопределено Богом, -- ответил священник.
   -- Но если я не могу уклониться от предопределённого Богом, то в чём же тогда моя свобода?
   -- Свобода человека в том, чтобы исполнять волю Божию, -- повторил священник. -- Но для того, чтобы творить волю Божию, надо её знать, а для этого надо жить в Церкви, ибо истина дана во всей полноте не отдельному человеку, а Церкви.
   -- Но разве я не могу получать откровения напрямую, непосредственно от Бога?
   -- Для этого нужно быть на вершине духовной жизни и жить непосредственно под водительством Святого Духа. Но чтобы творить волю Божию, надо отказаться от своей воли.
   -- Но если я откажусь от собственной воли, кто же будет отвечать за мои поступки?
   -- Святой Фома Аквинский сказал: люби Бога и будь свободен!
   -- Как же Бог допускает зло?
   -- Если бы Бог не допускал дурных действий, человечество было бы лишено свободы воли. При попущении злых деяний Господь промыслительно содействует пережить их во благо нашего спасения.
   -- В том числе и убийство?
   -- Нам не ведомы все пути, которыми ведёт Господь человека ко спасению. Господь наш в Саду Гефсиманском говорил: "да минует меня чаша сия; впрочем не моя воля, но Твоя да будет".
   -- Если Бог мог спасти Иисуса, то почему не стал этого делать?
   -- Тогда человечество ничему бы не научилось.
   -- Но разве всемогущий Бог не мог предотвратить предательство Иуды?
   -- Распятие было необходимо для последующего воскрешения!
   -- Но Иисус предсказал, что один из апостолов предаст его. Получается, что Иуда не мог не предать, раз это было предопределено? Однако разве можно избегнуть предопределённого?
   -- Предательство Иуды как раз не было предопределено, -- возразил священник.
   -- А мог ли Иуда не предать Христа? -- не унимался "философ".
   -- Не мог.
   -- Значит, он был несвободен?
   -- Иуда встал на путь предательства добровольно и осознанно. Его свободная воля выбрала зло, а не добро.
   -- Но если поступки человека происходят не без ведома и не без воли Бога, значит, Бог согласился с действием Иуды?
   -- Всё в руках Господа! При всей своей свободе не во всех поступках человек властен, поскольку человек является частью космоса и космические силы влияют на него извне и изнутри.
   -- Но если Бог единственное и единое начало в мире, если Он всеблаг и не мог создать зло, то кто же тогда отвечает за творящееся зло?
   -- Свободная воля человека!
   -- Но если Бог наделил человека свободной волей, то Он и отвечает за то, что человек выбирает зло.
   -- В воле самого человека выбирать зло или добро.
   -- Но если Богом всё предопределено, то это Он отвечает за мои грехи, а не я?
   -- Нет!
   -- Если Бог определяет всё, и я полностью несвободен от Него, то я не могу нести никакой ответственности, раз от меня ничего не зависит и я был предопределён к данному поступку?
   -- Человек сам грешит.
   -- Но если я следовал божественному предопределению, как же можно наказывать меня за грехи, если Господь предопределил мне совершить это? Или Он не предопределил, или Он не всеблаг?
   -- В человеке одновременно сосуществует свободная воля и предопределение.
   -- Но как может человек свободно делать то, что уже Богом предопределено как неизбежное?
   -- Божественное предопределение состоит в том, что Бог, дав человеку определённую свободу, ограничил тем самым пределы его свободы. Человек не может переступить границ своей природы, но внутри этих пределов он обладает возможностью свободного выбора.
   -- Но разве ограниченная свобода это свобода?
   -- Свобода не есть своеволие, но осознанная необходимость.
   -- Если выбор мой предопределён необходимостью, то я не свободен, и свобода моя может выразиться лишь в том, что я выбираю не необходимое, то есть врежу себе, выбирая не благо, а зло? Получается, что свобода выражается только в том, чтобы творить зло?
   -- Жизнь человека предопределена ко благу. И жизнь есть благо. И человек должен это понять. Непонимание ведёт к тому, что человек не всегда действует себе во благо.
   -- Но если зло существует, значит, оно тоже объективно необходимо?
   -- Можно ли назвать злом то, что волк съедает отставшего от стаи больного оленя? Это необходимость, закон естественного отбора!
   -- Разве смерть не есть зло?
   -- А разве смерть не есть благо? Волк не будет делать того, что ему не необходимо.
   -- А человек?
   -- Может. От непонимания своего истинного блага. Война всегда осознаётся как зло, но зло необходимое и часто неизбежное!
   -- Но благо для себя может быть вредом для других?
   -- Истинное добро для себя не может быть злом для других.
   -- Но иногда зло неизбежно, как, например, убийство в ситуации необходимой обороны. И если Богом всё предопределено ко благу, то как же Он допускает зло?
   -- Человек сам выбирает зло по своей воле.
   -- Но если я защищал себя и не выбирал зла, я же не буду нести ответственность за причинённое зло? Если отвечаю за свои поступки я, то причём здесь Бог? А если отвечает Бог, поскольку Он распорядитель всего, то от меня ничего не зависит? И если всё предопределено Богом, то что же зависит от меня?
   -- Этот дуализм Божьего промысла совершенно непостижим! С одной стороны, мы живём в заданном изначально во всех своих нюансах запрограммированном мире, а с другой -- пока в этом мире существует свободная воля, возможно абсолютно всё.
   -- Так свободен я делать всё, что мне вздумается, или не свободен?
   -- А вздумается тебе, сын мой, только то, что тебе предопределено. Инициативные людские начинания, основанные на свободе воли, заведомо включены в Божью общемировую кармическую программу.
   -- Но если Бог предопределил мне отсидеть восемь лет, стало быть, я не отвечаю за содеянное, раз судьба предопределена мне такая?
   -- А если я невиновен, мне за что сидеть? -- спросил Дмитрий.
   -- Эриуген говорил, что всякое творение, прежде чем было сотворено, было Творцом так предопределено, то есть предназначено и предвидено, чтобы оно наполнило, никоим образом не переходя, границы своей природы, внутри которых было основано.
   -- Значит, стать убийцей тоже определил Бог, если Он распорядитель всего?
   -- У Бога существует предопределение ко спасению.
   -- Но если Бог предопределил кого-то ко спасению, значит, это спасение неизбежно произойдёт, независимо от воли человека и его заслуг?
   -- Бог не предопределяет поступки людей, Он просто знает, как они поступят. Божественное всеведение это не предопределение.
   -- Но ведь поступки людей Богу для чего-то необходимы? Ведь никто без необходимости не совершает убийство? Если и добрые и злые дела Господь разрешает для нашего спасения, значит, все поступки предопределены: и добрые и злые. Тогда в чём же свобода человека? -- настырничал "философ".
   -- Свобода исполнять Божью волю, -- ответил священник.
   -- Но если во всём Божья воля и промысел Божий, и всё Им предопределено, то от меня ничего не зависит? Кто же тогда отвечает за творимое зло?
   -- Далеко не всегда и не во всех поступках человек властен. Влияние окружающих людей часто бывает гораздо существенней, чем своя воля.
   -- Так кто же отвечает за творимое зло на земле, если Богом всё предопределено?
   -- Бог даром своей благодати дал человеку именно такую природу, наделённую свободной волей, реализуемой в свободном выборе. Поэтому человек сам грешит, несёт за это ответственность, и сам же может спастись.
   -- Но если Бог благой сотворил мир и человека ко благу, то Он и несёт ответственность за то, что его создание выбирает зло, поскольку Бог предвидел это, а значит, и предопределил?
   -- Святой блаженный Августин утверждал, что, хотя Бог всё предвидит, людей Он всё же наделил свободной волей. Бог наперёд знает всё, что произойдёт в будущем, но не предопределяет линию поведения разумных существ.
   -- Стало быть, Он знает, как человек поступит, но не подталкивает к этому? А какая разница?
   -- Божественное провидение не связывает свободу выбора человека. Как говорил Иоанн Дамаскин: Бог всё наперёд знает, но не всё предопределяет. Ибо Он наперёд знает то, что в нашей власти, но не предопределяет этого. Ибо Он не желает, чтобы происходил порок, но не принуждает к добродетели силою.
   -- Если Бог - Творец, создатель всего, и знает всё наперёд, то значит, Он и предопределил. Если бы Он не знал всё наперёд, а лишь создал, это значило бы -- определил! А термин предопределение, по моему мнению, означает именно создание того, что известным Богу образом совершится! Он знает, что будет, но не вмешивается! Получается, что свобода воли сводится к совершению предопределённого действия? Но если всё предопределено, то жизнь становится бессмысленной.
   -- А то, что смерть Земли и Солнца предопределена, ведь не лишает смысла ваше существование. И также как Солнцу безразлична ваша жизнь, так и вам жизнь комара или муравья.
   -- Если всё предопределено, то никаких оценок: зло - благо, счастье - несчастье, быть не может. Если всё идёт по предначертанному плану и всё надо принимать как данность, то можно ли тогда говорить о свободе, если мы всегда поступаем необходимым образом, при том, что свобода воли состоит именно в осуществлении оптимального для себя выбора, в совершении необходимого, и фактически, предопределённого действия?
   -- Господь всем хочет спасения. Он и злым помогает освободиться от греха, вразумляя и просвещая. В этом и проявляется благодать Господа.
   -- Но не является ли благодать вмешательством в предопределённую судьбу? И может ли изменить благодать предопределённое? Ведь если всё предопределено, то нет места благодати?
   -- Весь вопрос, что понимать под благодатью. То, что мы оцениваем как благо? Но что есть благо для нас? И что есть, вообще, благо? Безусловно, любое благо соотносится с Благом Бога.
   -- Но если всё предопределено, то что для нас есть благо?
   -- Благодать есть понимание необходимого блага! Она тоже предопределена тем, что обращена к тому, кто её ищет.
   -- Но если благодать Божия предопределена изначально, то сам ли человек выбирает между благом и злом, праведной жизнью и неправедной? И если деяния святых были предопределены, то это не их заслуга. А если кому-то благодать не предопределена, то вина ли человека в том, что он творит зло?
   -- Благодать состоит в содействии тем, кто хочет понять и исполнить своё предназначение, помочь тем, что просветить, подать мысль, подарить веру, потому как вера -- дар, и просветление дар! Благодать не произвольна, как не произволен и каждый мой последующий шаг. Но творится благодать по божьему соизволению, и заслужить её невозможно.
   -- Выходит, и благодать предначертана? А не потому ли, что благодать вписана в предначертанную судьбу человека, и действие её предопределено?
   -- Благодать не может изменить будущее. Потому что она сама вписана в сценарий будущего, то есть предопределена.
   -- Но не есть ли предопределение по сути лишь вера в предопределение?
   -- Благодать Господа проявляется в содействии в исполнении своей предопределённой судьбы. То есть предопределение не исключает благодати.
   -- В чём же выражается божья благодать?
   -- В помощи! В разумении. В том, что Бог наставляет на пути истинные, помогает найти свой путь, даёт понимание. Благодать и помощь Господа в том, что он вразумляет, не меняя при этом предначертанного. И это не есть вмешательство, но лишь содействие! Всё что можно просить у Господа -- это вразуми и направь! Помощь Господа -- это предуведомление! По личному опыту скажу: лучшие идеи приходят за шаг до поражения. В этом проявляется помощь Господа. Надо благодарить за всё, ибо только с благодарностью приходит понимание, что всё даётся на благо, что во всём благодать Божия. Защиту нужно искать не в Законе, а в Боге. И благодарить, благодарить за всё, что даётся, ибо это необходимое для тебя, то есть благодать! Благодать -- это понимание необходимости, понимание неслучайности происходящего с тобой, это способствование тому, кто творит необходимое Богу.
   Благодать -- чудо! Ибо это разумение, понимание, которое даёт Господь, когда то, что считал злом, благодаря пониманию, становится благом, это прозрение, просветление, благодаря которому в человеке происходят самые значительные изменения. Благодать не является вмешательством в законы материального мира, и в то же время очень сильно влияет на этот мир.
   Благодать -- это вера и всё, что к ней приводит. А вера -- вещь нематериальная, и она не может изменять сама по себе судьбу. Она есть толчок к пониманию! Благодать требует от человека веры, без которой невозможно действие. Потому благодать не отрицает свободы, но предполагает её. Свобода воли -- это осознанное осуществление необходимого! Потому нет противоречия между благодатью и предопределением! Потому как признать предопределение означает ещё глубже постигнуть благодать Бога, Его необходимость, потребность в нас.
   Таким образом, нет противоречия между единоначалием Бога и его благостью. Нужно лишь приподняться повыше, чтобы за всем этим мельтешением увидеть неизбежное необходимое предопределённое развитие событий от начала и до конца!
   -- Я хотел попросить наставить меня на путь истинный, -- обратился Дмитрий к священнику, -- но ощущение такое, будто мы идём единственно верным путем, через тернии, и этот путь, возможно, наилучший, каким бы трудным он ни казался.
   -- Господь знает единственно правильный путь, и мы идём по этому пути! -- сказал священник. -- Будет то, что должно быть! А не то, что тебе хочется. Ничего не проси. Господь даст всё, что тебе нужно!
   -- А если не даст?
   -- Либо верить, либо бояться. Тот, кто верит, тот бесстрашен!
   -- А вот Макиавелли говорил, -- сказал "философ", -- что миром правит не бог, а судьба -- естественная сила вещей, их причинная связь, благоприятная последовательность событий, и при всей силе жизненной необходимости, успех зависит от человеческой энергии, воли и таланта.
   -- Но и энергия, и воля, и талант от рождения даны человеку Богом, -- возразил священник.
   -- А удача?
   -- А что такое удача? -- спросил Дмитрий.
   -- Это благодать Божия, -- ответил священник. -- Это соответствие необходимости Бога, а значит, предопределённому. И потому удача предопределена, как и судьба.
   -- А что такое судьба? -- вновь спросил Дмитрий.
[ 1 ... 62 63 64 65 66 ... 105 ]
предыдущая
следующая

[ на главную  |   скачать полный текст  |   послать свой текст ]