независимая от человека
предначертанная ему участь, с
неотвратимостью предопределяющая
его поступки, всеохватывающая и
всеподчиняющая необходимость,
справедливо управляющая всем миром.
-- Нет, человек сам
свою судьбу складывает, сам куёт своё
счастье.
-- А не выдумка ли это,
судьба?
-- Понять судьбу
можно, только оглядываясь в прошлое.
А вот как увидеть её в настоящем?
-- Надо понять, чего
хочет судьба. Судьба ощущается как
цель и смысл пребывания на земле, как
своё предназначение.
-- Я не знаю своего
предназначения и подчиняюсь
обстоятельствам. Я только чувствую,
как надо или как не надо поступать, а
почему -- объяснить не могу.
-- Нет, лучше не знать
судьбы. Так жить интереснее. Всё равно
изменить ничего невозможно.
-- А я вот знаю случай,
когда женщине предсказали гибель в
автокатастрофе и она, исполнив
рекомендации предсказателя, избежала
гибели.
-- Вот и мне однажды
приснился сон, будто я приехал с
друзьями на какую-то дачу, пошёл
купаться, нырнул, зацепился ногой за
корягу и стал тонуть. На помощь
позвать? -- так нет никого. Так и
проснулся от страха. Но самое
удивительное, что всё потом в жизни в
точности совпало: и дачу узнал, на
которой раньше никогда не был, и место
то самое, и коряга была. Но нырять не
стал, помня о сне. Так что преуведомил
меня Господь. Со мной никогда не
случалось того, чего бы я не
предчувствовал.
Дверь открылась, и в
камеру вошёл священник.
-- Здравствуйте, дети
мои.
Никто не ответил.
-- Вот пришёл к вам,
чтобы имели возможность вы покаяться
и встать на путь истинный. Ибо то
угодно Богу, если кто, помышляя о Боге,
переносит скорби, страдая
несправедливо. Ибо, что за похвала,
если вы терпите, когда вас бьют за
проступки? Но если, делая добро и
страдая, терпите, это угодно Богу, ибо
вы к тому призваны; потому что и
Христос пострадал за нас, оставив нам
пример, дабы мы шли по следам Его.
Будучи злословим, он не злословил
взаимно; страдая, не угрожал, но
предавал то Судии Праведному. Не
воздавайте злом на зло, или
ругательством за ругательство;
напротив, благословляйте, зная, что вы
к тому призваны, чтобы наследовать
благословение.
-- Да надоело всё! --
прокричал кто-то с нар. -- Скорей бы уж
помереть!
-- Самоубийство -
тягчайший грех, -- сказал священник. -- В
нём отрицание всякого доверия к Богу и
надежды на Него, а также отказ от
возможности покаяния.
-- Хватит голову
морочить!
-- Надо верить. Верить
надо! Без веры смерть!
-- Страдания и слёзы
мне не нужны.
-- Бога только трудом
добыть можно.
-- Я сам по себе верую.
-- А надо в церковь
ходить, ибо только там истина, только в
церкви благодать божия, -- продолжал
проповедовать священник. -- Человек -
ничто! Он всего лишь сосуд, компьютер
без программы, он раб божий. В том и
состоит наша свобода, чтобы понять, что
мы есть рабы и не в силах ничего
сделать помимо воли Бога. Каждому
человеку всё предначертано задолго до
его рождения.
-- Но если всё в моей
жизни предначертано, то разве я
свободен? -- спросил
"философ".
-- Свобода в том, чтобы
выполнять волю Божию. Воля Господа
раскрывается через Божественное
Откровение, а для этого надо жить в
Церкви, так как истина дана во всей
полноте не отдельному человеку, а
Церкви.
-- А что вы называете
свободой?
-- Свобода есть
осознанное рабство.
-- Так рабы мы или
свободные? Судьба управляет нами или
мы управляем судьбой? И что такое
судьба?
-- Это то, что
предопределено Богом, -- ответил
священник.
-- Но если я не могу
уклониться от предопределённого
Богом, то в чём же тогда моя свобода?
-- Свобода человека в
том, чтобы исполнять волю Божию, --
повторил священник. -- Но для того,
чтобы творить волю Божию, надо её
знать, а для этого надо жить в Церкви,
ибо истина дана во всей полноте не
отдельному человеку, а Церкви.
-- Но разве я не могу
получать откровения напрямую,
непосредственно от Бога?
-- Для этого нужно
быть на вершине духовной жизни и жить
непосредственно под водительством
Святого Духа. Но чтобы творить волю
Божию, надо отказаться от своей воли.
-- Но если я откажусь
от собственной воли, кто же будет
отвечать за мои поступки?
-- Святой Фома
Аквинский сказал: люби Бога и будь
свободен!
-- Как же Бог
допускает зло?
-- Если бы Бог не
допускал дурных действий, человечество
было бы лишено свободы воли. При
попущении злых деяний Господь
промыслительно содействует пережить
их во благо нашего спасения.
-- В том числе и
убийство?
-- Нам не ведомы все
пути, которыми ведёт Господь человека
ко спасению. Господь наш в Саду
Гефсиманском говорил: "да минует
меня чаша сия; впрочем не моя воля, но
Твоя да будет".
-- Если Бог мог спасти
Иисуса, то почему не стал этого делать?
-- Тогда человечество
ничему бы не научилось.
-- Но разве
всемогущий Бог не мог предотвратить
предательство Иуды?
-- Распятие было
необходимо для последующего
воскрешения!
-- Но Иисус
предсказал, что один из апостолов
предаст его. Получается, что Иуда не
мог не предать, раз это было
предопределено? Однако разве можно
избегнуть предопределённого?
-- Предательство Иуды
как раз не было предопределено, --
возразил священник.
-- А мог ли Иуда не
предать Христа? -- не унимался
"философ".
-- Не мог.
-- Значит, он был
несвободен?
-- Иуда встал на путь
предательства добровольно и
осознанно. Его свободная воля выбрала
зло, а не добро.
-- Но если поступки
человека происходят не без ведома и не
без воли Бога, значит, Бог согласился с
действием Иуды?
-- Всё в руках Господа!
При всей своей свободе не во всех
поступках человек властен, поскольку
человек является частью космоса и
космические силы влияют на него извне
и изнутри.
-- Но если Бог
единственное и единое начало в мире,
если Он всеблаг и не мог создать зло,
то кто же тогда отвечает за творящееся
зло?
-- Свободная воля
человека!
-- Но если Бог наделил
человека свободной волей, то Он и
отвечает за то, что человек выбирает
зло.
-- В воле самого
человека выбирать зло или добро.
-- Но если Богом всё
предопределено, то это Он отвечает за
мои грехи, а не я?
-- Нет!
-- Если Бог определяет
всё, и я полностью несвободен от Него,
то я не могу нести никакой
ответственности, раз от меня ничего не
зависит и я был предопределён к
данному поступку?
-- Человек сам грешит.
-- Но если я следовал
божественному предопределению, как
же можно наказывать меня за грехи,
если Господь предопределил мне
совершить это? Или Он не
предопределил, или Он не всеблаг?
-- В человеке
одновременно сосуществует свободная
воля и предопределение.
-- Но как может
человек свободно делать то, что уже
Богом предопределено как неизбежное?
-- Божественное
предопределение состоит в том, что Бог,
дав человеку определённую свободу,
ограничил тем самым пределы его
свободы. Человек не может переступить
границ своей природы, но внутри этих
пределов он обладает возможностью
свободного выбора.
-- Но разве
ограниченная свобода это свобода?
-- Свобода не есть
своеволие, но осознанная
необходимость.
-- Если выбор мой
предопределён необходимостью, то я не
свободен, и свобода моя может
выразиться лишь в том, что я выбираю
не необходимое, то есть врежу себе,
выбирая не благо, а зло? Получается,
что свобода выражается только в том,
чтобы творить зло?
-- Жизнь человека
предопределена ко благу. И жизнь есть
благо. И человек должен это понять.
Непонимание ведёт к тому, что человек
не всегда действует себе во благо.
-- Но если зло
существует, значит, оно тоже
объективно необходимо?
-- Можно ли назвать
злом то, что волк съедает отставшего от
стаи больного оленя? Это
необходимость, закон естественного
отбора!
-- Разве смерть не
есть зло?
-- А разве смерть не
есть благо? Волк не будет делать того,
что ему не необходимо.
-- А человек?
-- Может. От
непонимания своего истинного блага.
Война всегда осознаётся как зло, но
зло необходимое и часто неизбежное!
-- Но благо для себя
может быть вредом для других?
-- Истинное добро для
себя не может быть злом для других.
-- Но иногда зло
неизбежно, как, например, убийство в
ситуации необходимой обороны. И если
Богом всё предопределено ко благу, то
как же Он допускает зло?
-- Человек сам
выбирает зло по своей воле.
-- Но если я защищал
себя и не выбирал зла, я же не буду
нести ответственность за причинённое
зло? Если отвечаю за свои поступки я,
то причём здесь Бог? А если отвечает
Бог, поскольку Он распорядитель всего,
то от меня ничего не зависит? И если
всё предопределено Богом, то что же
зависит от меня?
-- Этот дуализм
Божьего промысла совершенно
непостижим! С одной стороны, мы
живём в заданном изначально во всех
своих нюансах запрограммированном
мире, а с другой -- пока в этом мире
существует свободная воля, возможно
абсолютно всё.
-- Так свободен я
делать всё, что мне вздумается, или не
свободен?
-- А вздумается тебе,
сын мой, только то, что тебе
предопределено. Инициативные
людские начинания, основанные на
свободе воли, заведомо включены в
Божью общемировую кармическую
программу.
-- Но если Бог
предопределил мне отсидеть восемь
лет, стало быть, я не отвечаю за
содеянное, раз судьба предопределена
мне такая?
-- А если я невиновен,
мне за что сидеть? -- спросил Дмитрий.
-- Эриуген говорил, что
всякое творение, прежде чем было
сотворено, было Творцом так
предопределено, то есть предназначено
и предвидено, чтобы оно наполнило,
никоим образом не переходя, границы
своей природы, внутри которых было
основано.
-- Значит, стать
убийцей тоже определил Бог, если Он
распорядитель всего?
-- У Бога существует
предопределение ко спасению.
-- Но если Бог
предопределил кого-то ко спасению,
значит, это спасение неизбежно
произойдёт, независимо от воли
человека и его заслуг?
-- Бог не
предопределяет поступки людей, Он
просто знает, как они поступят.
Божественное всеведение это не
предопределение.
-- Но ведь поступки
людей Богу для чего-то необходимы?
Ведь никто без необходимости не
совершает убийство? Если и добрые и
злые дела Господь разрешает для
нашего спасения, значит, все поступки
предопределены: и добрые и злые.
Тогда в чём же свобода человека? --
настырничал "философ".
-- Но если во всём
Божья воля и промысел Божий, и всё
Им предопределено, то от меня ничего
не зависит? Кто же тогда отвечает за
творимое зло?
-- Далеко не всегда и
не во всех поступках человек властен.
Влияние окружающих людей часто
бывает гораздо существенней, чем своя
воля.
-- Так кто же отвечает
за творимое зло на земле, если Богом
всё предопределено?
-- Бог даром своей
благодати дал человеку именно такую
природу, наделённую свободной волей,
реализуемой в свободном выборе.
Поэтому человек сам грешит, несёт за
это ответственность, и сам же может
спастись.
-- Но если Бог благой
сотворил мир и человека ко благу, то Он
и несёт ответственность за то, что его
создание выбирает зло, поскольку Бог
предвидел это, а значит, и
предопределил?
-- Святой блаженный
Августин утверждал, что, хотя Бог всё
предвидит, людей Он всё же наделил
свободной волей. Бог наперёд знает
всё, что произойдёт в будущем, но не
предопределяет линию поведения
разумных существ.
-- Стало быть, Он
знает, как человек поступит, но не
подталкивает к этому? А какая
разница?
-- Божественное
провидение не связывает свободу
выбора человека. Как говорил Иоанн
Дамаскин: Бог всё наперёд знает, но не
всё предопределяет. Ибо Он наперёд
знает то, что в нашей власти, но не
предопределяет этого. Ибо Он не
желает, чтобы происходил порок, но не
принуждает к добродетели силою.
-- Если Бог - Творец,
создатель всего, и знает всё наперёд,
то значит, Он и предопределил. Если бы
Он не знал всё наперёд, а лишь создал,
это значило бы -- определил! А термин
предопределение, по моему мнению,
означает именно создание того, что
известным Богу образом совершится!
Он знает, что будет, но не вмешивается!
Получается, что свобода воли сводится
к совершению предопределённого
действия? Но если всё предопределено,
то жизнь становится бессмысленной.
-- А то, что смерть
Земли и Солнца предопределена, ведь
не лишает смысла ваше существование.
И также как Солнцу безразлична ваша
жизнь, так и вам жизнь комара или
муравья.
-- Если всё
предопределено, то никаких оценок: зло
- благо, счастье - несчастье, быть не
может. Если всё идёт по
предначертанному плану и всё надо
принимать как данность, то можно ли
тогда говорить о свободе, если мы
всегда поступаем необходимым
образом, при том, что свобода воли
состоит именно в осуществлении
оптимального для себя выбора, в
совершении необходимого, и
фактически, предопределённого
действия?
-- Господь всем хочет
спасения. Он и злым помогает
освободиться от греха, вразумляя и
просвещая. В этом и проявляется
благодать Господа.
-- Но не является ли
благодать вмешательством в
предопределённую судьбу? И может ли
изменить благодать предопределённое?
Ведь если всё предопределено, то нет
места благодати?
-- Весь вопрос, что
понимать под благодатью. То, что мы
оцениваем как благо? Но что есть благо
для нас? И что есть, вообще, благо?
Безусловно, любое благо соотносится с
Благом Бога.
-- Но если всё
предопределено, то что для нас есть
благо?
-- Благодать есть
понимание необходимого блага! Она
тоже предопределена тем, что обращена
к тому, кто её ищет.
-- Но если благодать
Божия предопределена изначально, то
сам ли человек выбирает между благом
и злом, праведной жизнью и
неправедной? И если деяния святых
были предопределены, то это не их
заслуга. А если кому-то благодать не
предопределена, то вина ли человека в
том, что он творит зло?
-- Благодать состоит в
содействии тем, кто хочет понять и
исполнить своё предназначение, помочь
тем, что просветить, подать мысль,
подарить веру, потому как вера -- дар, и
просветление дар! Благодать не
произвольна, как не произволен и
каждый мой последующий шаг. Но
творится благодать по божьему
соизволению, и заслужить её
невозможно.
-- Выходит, и благодать
предначертана? А не потому ли, что
благодать вписана в предначертанную
судьбу человека, и действие её
предопределено?
-- Благодать не может
изменить будущее. Потому что она сама
вписана в сценарий будущего, то есть
предопределена.
-- Но не есть ли
предопределение по сути лишь вера в
предопределение?
-- Благодать Господа
проявляется в содействии в исполнении
своей предопределённой судьбы. То
есть предопределение не исключает
благодати.
-- В чём же
выражается божья благодать?
-- В помощи! В
разумении. В том, что Бог наставляет на
пути истинные, помогает найти свой
путь, даёт понимание. Благодать и
помощь Господа в том, что он
вразумляет, не меняя при этом
предначертанного. И это не есть
вмешательство, но лишь содействие!
Всё что можно просить у Господа -- это
вразуми и направь! Помощь Господа --
это предуведомление! По личному опыту
скажу: лучшие идеи приходят за шаг до
поражения. В этом проявляется помощь
Господа. Надо благодарить за всё, ибо
только с благодарностью приходит
понимание, что всё даётся на благо, что
во всём благодать Божия. Защиту нужно
искать не в Законе, а в Боге. И
благодарить, благодарить за всё, что
даётся, ибо это необходимое для тебя,
то есть благодать! Благодать -- это
понимание необходимости, понимание
неслучайности происходящего с тобой,
это способствование тому, кто творит
необходимое Богу.
Благодать -- чудо! Ибо
это разумение, понимание, которое даёт
Господь, когда то, что считал злом,
благодаря пониманию, становится
благом, это прозрение, просветление,
благодаря которому в человеке
происходят самые значительные
изменения. Благодать не является
вмешательством в законы
материального мира, и в то же время
очень сильно влияет на этот мир.
Благодать -- это вера и
всё, что к ней приводит. А вера -- вещь
нематериальная, и она не может
изменять сама по себе судьбу. Она есть
толчок к пониманию! Благодать требует
от человека веры, без которой
невозможно действие. Потому
благодать не отрицает свободы, но
предполагает её. Свобода воли -- это
осознанное осуществление
необходимого! Потому нет противоречия
между благодатью и предопределением!
Потому как признать предопределение
означает ещё глубже постигнуть
благодать Бога, Его необходимость,
потребность в нас.
Таким образом, нет
противоречия между единоначалием
Бога и его благостью. Нужно лишь
приподняться повыше, чтобы за всем
этим мельтешением увидеть
неизбежное необходимое
предопределённое развитие событий от
начала и до конца!
-- Я хотел попросить
наставить меня на путь истинный, --
обратился Дмитрий к священнику, -- но
ощущение такое, будто мы идём
единственно верным путем, через
тернии, и этот путь, возможно,
наилучший, каким бы трудным он ни
казался.
-- Господь знает
единственно правильный путь, и мы
идём по этому пути! -- сказал
священник. -- Будет то, что должно быть!
А не то, что тебе хочется. Ничего не
проси. Господь даст всё, что тебе нужно!
-- А если не даст?
-- Либо верить, либо
бояться. Тот, кто верит, тот бесстрашен!
-- А вот Макиавелли
говорил, -- сказал "философ",
-- что миром правит не бог, а судьба --
естественная сила вещей, их причинная
связь, благоприятная
последовательность событий, и при
всей силе жизненной необходимости,
успех зависит от человеческой энергии,
воли и таланта.
-- Но и энергия, и воля,
и талант от рождения даны человеку
Богом, -- возразил священник.
-- А удача?
-- А что такое удача? --
спросил Дмитрий.
-- Это благодать
Божия, -- ответил священник. -- Это
соответствие необходимости Бога, а
значит, предопределённому. И потому
удача предопределена, как и судьба.