-- Для христиан нет
понятия судьбы, а есть свобода воли, --
ответил священник. -- Человек создан
по подобию божьему и свободен. Судьба
-- понятие языческое. Слов Судьба, Рок,
Фатум в Библии нет. Зато есть понятия
"воздаяние", "замысел
Божий", "промысл",
"предопределение",
"призвание",
"предназначение". Судьбу
можно понимать как цепь
непредвиденных обстоятельств, как
некое предопределение, но не Божие.
Многие античные философы понимали
судьбу как самодовлеющий закон,
управляющий мирозданием. Но не
следует путать его с кармой -- законом
воздаяния за добро и зло. Если была бы
судьба, то не было бы Творца, не было
бы Бога-промыслителя.
"Бог не исключает
судьбу, -- подумал Дмитрий. -- Судьба -
это план Бога, сценарий Его
Творения!"
-- Судьба данной
личности есть отношения между Богом и
человеком. Бог жаждет личного
общения, личного отношения! -- сказал
священник.
-- Получается, что в
христианстве тоже есть некое
предопределение?
-- Да, конечно.
-- А как же тогда
свобода? Какова моя свобода в рамках
предопределения?
-- Бог наделил
человека безграничной свободой,
которая и составляет содержание
образа божия. Господь хочет, чтобы
именно свободный человек обратился к
нему за сотрудничеством. Есть такой
образ: человек -- это ангел, одно крыло
которого -- воля Божия, а другое -- воля
человеческая. И человек не достигнет
неба с помощью только одного крыла,
будь то воля только Божия или только
воля самого человека. Когда Бог
отвернулся от человека, ему самому не
достигнуть царства небесного. Для того,
чтобы подняться вверх, нужно синхронно
двигать двумя крылами. В этом и
состоит твоё призвание, твоё
предназначение. Человек призван к
синергии -- к сотрудничеству с Богом.
Человек в грязи лежит, и надо делать
всё, чтобы поднять его до небес, а не
пытаться царство небесное на землю
спустить.
-- Получается, судьба --
некий божественный промысел,
предопределённость, направленная ко
спасению? Ведь если мы не знаем
окончания своего пути, то Господь знает
всё, в том числе и итог нашей жизни.
Как же это сочетается с возможностью
личного усилия и нашей свободы?
-- Блаженный Августин
говорил, что Господь предопределяет
тем, что знает все судьбы и все пути
человеческие и все окончания наших
судеб. Но это не значит, что Он
заставляет процесс происходить только
так. Он знает, потому что просто знает.
Он знает, потому что не может не знать.
Но это вовсе не отнимает нашей
свободы. Потому что Он знает не в
смысле того, что предопределяет, не в
смысле того, что предполагает и
заставляет идти жизненный процесс
так, как ему угодно. Люди хотят знать
свою судьбу, хотят знать заранее, что
же предопределил им Бог, и для этого
заглядывают в будущее с помощью
ложной мистики, спиритизма. Но гадать
вперёд это грех.
-- Почему?
-- Если мы посмотрим
в сущность жизни, то увидим: как
тварные существа мы живём под
законом жизни, и запрограммированы
всем своим содержанием на
определённого рода действия и
последствия. Мы не должны верить
приметам. Мы должны верить в Бога.
Когда мы верим в Бога, который
превосходит всё тварное, поскольку
является Творцом, мы вырываемся из
круга нашей повседневности и
запрограммированности. И только с
Богом в сотрудничестве мы способны
оторваться от земли и от земного. Если
мы верим в приметы, то уходим от Бога,
и тогда мы становимся жертвами
судьбы. Насколько веришь в
астрологию, настолько порабощаешься
ей. Если веришь в Бога, то выходишь за
пределы этого мира. Приобщаясь к
Богу, мы выходим за рамки тварного
бытия. То, что человек поставил вопрос
о судьбе, уже говорит, что он выше
судьбы. Судьба появляется, когда нет
Бога, и Судьба исчезает, когда
появляется Бог.
-- Не согласен! --
сказал "философ". -- Весь
вопрос, что мы понимаем под судьбой.
Если предопределённый сценарий
Бытия, то Бог и есть Творец этого
Действа. Если судьба это
предопределение, как
запрограммированный сценарий, от
которого ни на шаг отступить
невозможно, то не остаётся места
свободе. А вот если судьбу понимать
как определённую жизненную задачу, с
которой ты направляешься в эту жизнь,
то в этом случае есть и свобода воли по
реализации собственного
предназначения, и постижение судьбы,
как цели своего существования, имеет
место и наказание за грехи, как
невыполнение поставленной перед
тобой цели, и зло как постижение добра,
то есть Судьбы. Зло всегда во благо!
-- В античности мир
предстаёт как замкнутое гармоничное
единство -- космос, где не остаётся
места никакой сфере трансцендентного,
-- священник говорил как по писаному,
словно читал лекцию. -- Человек
воспринимает себя как часть или
элемент космоса, органически
включённую в этот объективный мир,
как микрокосмос. Индивидуальное
понимается как частный случай,
проявление универсального. Человек
оказывается способным разрешить
тайну своего собственного бытия,
открывая рациональность универсума,
формируемого ЛОГОСом. Этот мировой
разум воспринимается человеческим,
даёт законы, выступая как
непреодолимая необходимость. И таким
образом, достижение подлинного бытия
возможно через познание неизменных
законов и победы над неразумными
влечениями вожделеющей души, через
изначальную причастность к высшему
бытию и благу. В христианском
мировоззрении мир воспринимается
через призму воли, как иерархия воль,
где высшая -- Бог. Бог творит мир не по
космической необходимости, а по своей
свободной воле.
-- Но если всё
предопределено, то какая может быть
воля? -- спросил "философ". --
И разве может чья-либо воля изменить
предопределённую судьбу?
-- Только христианство
преодолевает судьбу, потому что у
христиан есть Бог, всемогущий,
разумный и самое главное -- любящий.
Христианину есть в кого верить, на кого
надеяться и кого любить. С
преодолением судьбы
христианизированная античность
преодолевает трагическое
мироощущение. Тот, кто верит в Бога,
не может верить в судьбу! Кто в сердцах
произносит: "Ах, знать не
судьба!", тот не доверяет Христу.
Эти языческие верования в судьбу надо
выжигать огнём покаяния и веры в
Бога. И почему это люди стремятся
лишить себя свободы, подчиниться либо
знаку зодиака, либо какому-либо
языческому божеству?
-- Выходит, нет
судьбы? -- сказал "философ".
-- А что же такое всеведение Бога? Что
же он предопределил?
-- Нужно делать чёткое
различие между судьбой и промыслом
Божиим. Хотя практически это
считается одинаковым. В судьбе есть
насилие, деспотизм, судьба зачеркивает
человеческую личность, она не может
быть от Бога. Промысел Божий прежде
всего старается выявить человеческую
личность, и оставить свободу человеку.
Хотя и говорится, что ни один волос не
падает без повеления Божия, но это
только значит -- без ведома Бога. Если
человек, делая правду, просит Бога -- с
ним ничего плохого не случится.
Промысел Божий направляет
человеческую жизнь так, чтобы
выявился человек как носитель особого
мира. Принимая судьбу за промысел
Божий, мы можем приписать Богу все
наши преступления и снять с себя
всякую ответственность, но это не так!
Бог преступления не творит. И зла нам
не желает. Когда говорят: что бы
человек ни делал, но раз на роду
написано, предначертанного не
избежать! -- это только говорит о
непонимании человеческой сущности и
промысла Божия. На роду будет
написано только то, чего мы будем
достойны. Судьба не считается с
человеком. А вот Бог так считается с
человеком, что без воли человека
ничего не делает для него. Тут нельзя
смешивать волю с обыкновенным
желанием. Даже спасают с согласия
человека. Думаю, что влиять на судьбу
нашу мы можем только нашей верой.
Вера и молитва спасает людей. Верой и
молитвой человек может призвать
милость Божию и спасти дорогих себе
людей. Сколько раз каждый из нас мог
убеждаться, что свободно действуя по
заповедям Божиим, понимаешь, от
каких бед был сохранён. Влиять на
события своей жизни мы можем в
своём выборе к добру или ко злу.
-- Значит, нет
предопределения, и всё зависит от
свободы моей воли?
-- Творение основано
на свободе, и свобода настолько
велика, что тварь как бы становится
независимой от творца. Свобода
связана с любовью. Высшая иерархия
выпала из свободы, потеряла любовь и
впала в своеволие, приобрела гордость.
Человек вкусил своеволия и гордость.
Человек несчастен, но свободен и
должен сам спасаться. Но спастись сам
по себе никто не может, как и сам себя
сотворить. Спасти человека может
только Бог.
-- Если в руках
Провидения всё, то какая же может
быть свобода?! -- не унимался
"философ".
-- Бог знает: что
должно быть, непременно будет. Но как,
как именно -- зависит от человека. В
этом заключена свобода человека.
Постигая и веря в то, ЧТО именно будет,
и БУДЕТ обязательно, я смиряюсь с
этим, как с фактом, как с судьбой. Мы
все знаем, что смерти не избежать, но
главное, как проживём свою жизнь,
каким образом, в каком состоянии
придём к смерти. Вот говорят,
самоубийство есть высшее проявление
свободы. Но свободны ли мы в этом?
Высший акт свободы -- смирение перед
своей судьбой через понимание тебе
предопределённого. Высший акт
свободы -- это реализация постигнутого
замысла своей судьбы. В этом и
смирение перед замыслом, и свобода в
выборе путей его реализации. А всё это
невозможно без веры. Веры в
провидение, а значит, в себя самого!
Вера есть процесс воплощения истины,
которую пережил и прочувствовал. А
свобода -- это не искушение, но
испытание! Не было бы свободы, не
было бы и человека! Бог не может
требовать от человека сверх его
возможностей, потому и крест даёт по
силам.
-- Я не спорю с
предопределением, но просто не могу не
действовать. В этом моя натура, я не
могу не быть собой, и в этом моя
судьба, -- сказал Дмитрий.
-- Не беспокойся и
делай то, что считаешь необходимым,
ибо в этом заключена
предопределённая тебе судьба!!!
-- То есть каждый
человек действует в соответствии со
своей природой. В этом и заключено
предопределение судьбы данного
человека?
-- Богом даны тебе
определённые задатки,
соответствующие условия, и твоя задача
-- правильно ими распорядиться,
использовать в соответствии с
предназначением. Бог ставит перед
человеком задачу, и цель жизни
человека -- реализовать её. Бог
помогает, но не делает за человека,
способствует, но не принуждает.
Господь всем даёт необходимое,
каждому -- своё! Недоверие к Богу или
бунт против Бога от непонимания, что
воля Его -- благо для человека. Жизнь --
уже благодать Господа, а потому судьба
твоя благая.
-- Но откуда берётся
зло, если Бог единоначален и благ?
-- Всё дело в
масштабе. Нужно как можно выше
подняться над собой и посмотреть на
происходящее сверху!
-- Так хозяин своей
судьбы я или Бог???
-- Чтобы ответить на
этот вопрос, нужно проникнуть до
центра Вселенной, чтобы понять, что в
ней происходит. С точки зрения вечного
времени история свершилась, и хотя
творится каждую секунду, но она уже
свершилась. -- Священник развёл
руками. -- К сожалению, мне пора идти.
Оставляю вам слово Божие. Там
найдёте ответы на все вопросы.
Молитесь, ибо всё в руках Господа!
Последние слова
прозвучали для Дмитрия неожиданно
значимо. "Всё в руках Господа!.. А
ведь так и есть на самом деле!"
Священник ушёл.
"Философ" лёг спать.
Дмитрий остался один.
"Да, трудности
даются, чтобы душа
совершенствовалась, и каждая встреча,
каждое живое, и даже неживое
существо -- шанс сделать свою душу
лучше.
Внутри всё дрожит, но
я готов ко всему. Пусть судят. Я скажу
правду!
Но как можно
судиться, если судьи руководствуются
не законом, а необходимостью?! Нет,
выиграть невозможно! Значит, бросить?
Или простить всех?
Простить, потому что
победить невозможно?
А может быть, всё
предрешено, и суд всего лишь фарс?
Известен ли где-то
результат моих мытарств, вынесенный
мне приговор?
Пытаюсь смотреть на
себя и на происходящее сверху.
Так я хозяин своей
судьбы или Бог?"
Дмитрий открыл
Библию.
23 Знаю,
Господи, что не в
воле человека путь
его, что не во
власти идущего
давать направ-
ление стопам
своим.
"Значит,
Бог?"
Дмитрий перелистнул
несколько страниц.
13 Потому что
Бог произво-
дит в вас и хотение
и действие
по
Своему
благоволению.
"Выходит, раб? и
нет во мне свободы? Или свобода
состоит в подчинении Богу?"
Перелистнул ещё
несколько страниц.
7 Ибо никто из
нас не живет
для себя, и никто
не умирает
для себя;
8 А живем ли --
для Господа
живем; умираем ли
-- для Гос-
пода умираем; и
потому, живем
ли или умираем, --
всегда Гос-
подни.
"Значит,
несвободен? Значит, марионетка?"
Дмитрий перелистнул
ещё несколько страниц.
25 Но кто вникнет
в закон со-
вершенный,
закон свободы, и
пребудет в нем,
тот, будучи не
слушателем
забывчивым, но ис-
полнителем дела,
блажен будет
в своем
действовании.
"Закон свободы?
Что это? Свобода в подчинении закону?
осознанное подчинение
закономерности, которая является
выражением необходимости, действует
неумолимо и является благом для
меня? Где же тогда свобода? В чём она?
В том, чтобы поступать необходимо?
Получается, я свободен выбирать между
глупостью и благом, гордыней и
здравым смыслом?
Значит, судьба
предопределена волей Бога?
Бог предопределяет к
чему-либо в соответствии со своим
желанием или необходимостью? Его
воля тоже определяется в соответствии
с необходимым Ему?
В таком случае,
Предопределение и воля Бога есть по
сути одно?
И если судьба есть
предопределённая к чему-то жизнь
человека, то нет противоречия, ибо
судьба человека, предопределённая ему
Богом, есть Его воля? И благодать,
которую Бог творит по своей воле, есть
тоже выражение необходимости?
Благо дать --
дарование блага, блага, которое есть
Божья необходимость, дарование в
соответствии с Божьей волей? Бог даёт
благо, то есть необходимое человеку, а
значит, и Богу? Благодать
предопределена тем, что она есть
необходимое Богу и необходимое
человеку, и постигается она человеком,
приходит к нему через осознание того,
что для него есть необходимость?
Бог творит свою
необходимость через человека,
побуждая его делать ему необходимое и
тем самым необходимое Богу?
Поэтому исполняется
необходимое через ощущение
потребности и осознание этой
потребности как тебе необходимого?
Судьба
предопределена Божьей
необходимостью -- потребностью Бога в
нас?
Мы нужны Ему?
Бог творит во благо
себе и человеку? Поэтому судьба -- она
благая, поскольку предопределена она
ко благу Бога и во благо человеку?
Судьба -- это
целесообразность, а целесообразность
не может состоять в страданиях, но,
напротив, в радости, в наслаждении
жизнью?
И потому, смирившись
с судьбой, постигнешь собственное
благо?
Неужели всё-таки
засудят? Неужели в этом судьба моя?
Но что есть судьба? И
какая она, моя судьба?
Судьба как причинная
обусловленность?
Всё в моей жизни
неслучайно. А если и были случайности,
то я их не помню. Каждый последующий
шаг связан с предыдущим, а всякий
поступок имеет причину. И причина того,
что я оказался здесь, прежде всего я
сам. Кто промолчал, тот на свободе.
Но ведь я не виновен!
Я жертва обстоятельств! Неужели я
сильнее обстоятельств, сильнее
судьбы? Нет, конечно. Мне кажется, что
я могу что-то изменить, но это иллюзия.
На деле я ничего изменить, по большому
счёту, не в состоянии, и по большей
части приспосабливаюсь, выбирая
меньшее зло.
Хочется управлять
событиями, но понимаешь, что события
управляют тобой!
Так что, подчиниться
власти событий? или?..
Нет, не могу, не могу
сидеть и ждать своей судьбы. Нужно
что-то делать! Но что?
Или прав Сенека: тот,
кто борется с обстоятельствами,
невольно становится их рабом?
Как высшее
оправдание своих поступков звучит: у
меня нет выбора! На самом деле всегда
есть другие линии поведения, но чужие,
и выбор лишь означает: поступаешь ты
"по себе" или "не по
себе".
Выходит, поскольку
мы поступаем необходимым образом, то
выбор сводится к тому, как в
наибольшей мере соответствовать
необходимости, поступить оптимальным
образом?
Всё имеет причину. Но
мы не видим и не можем видеть всей
сложности и взаимосвязанности
явлений, и делаем примитивные
выводы, не замечая закономерного
итога того или иного явления, равно как
и действия.
Если я свободен, и
ничто не определяет мой выбор, то что
же мне выбрать? Если Бога нет и
дозволено всё, то чего же я хочу? И если
я чего-то хочу, выходит, я несвободен?
Если я свободен, и
дозволено всё, то и дозволено убить
себя?... И другого?..
Всё зло от свободы
выбора! Когда нет выбора, человек и не
мучается, а когда выбор есть, то не
знает, что делать, пытается сбежать от
свободы, а фактически от
ответственности за свою жизнь.
Скачок из царства
необходимости в царство свободы есть
не что иное, как осознание своей
несвободы!
Дано ли нечто во
власть самому человеку или же он
всецело подчинён необходимости?
Правильно было бы
признать наличие воли у человека,
дарованной Высшей силой для того,
чтобы он следовал ей. Но опять же, как
понимать предназначение, которое
Высшая сила определила?
Можно ли что-нибудь
изменить в предопределённой тебе
судьбе?
Если всё
предопределено, то от меня ничего не
зависит?
Могу ли я изменить
свою судьбу?
И что есть судьба?
Если судьба моя
предначертана, и изменить ничего
невозможно, то я неволен перед
судьбой, я несвободен.
А если я не свободен,
то и ответственности никакой.
Если нет свободы, то
нет и выбора, и в чём же тогда
заключена моя свобода? обладаю ли я
тогда свободой?