НОВАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Кофырин Николай Валентинович: "Чужой странный непонятный необыкновенный чужак"


[ 1 ... 71 72 73 74 75 ... 96 ]
предыдущая
следующая

   -- Лично я отношусь спокойно, -- ответил Дмитрий. -- Взять на себя такую миссию -- большая ответственность, потому что такой человек не имеет права на ошибку, ибо воплощает собой Истину. Если он захотел идти путем Христа и призывает людей за собой, то в этом нет ничего плохого, важно только, чтобы его последователи творили добро. А если учитель не только проповедует, но и живет любовью, и ради нее готов принять мученическую смерть, то кем бы он себя ни называл, его можно выслушать. Наверно, эти люди достойны уважения, если несмотря ни на что живут любовью. В таком случае, возможно, в них Бог, если они любят и врагов своих. Наверно, можно стремиться им уподобиться. Но преклоняться... Нет! Кто бы он ни был, не сотворяй себе кумира.
   -- А может быть, все эти христы просто обманщики? Лично я им не верю. Недавно по телевизору показывали, как некто называвшийся Христом спалил вместе с собой в огне всех своих учеников и последователей. Вот до чего вера может довести.
   -- Дело не в пророках и в христах, время от времени появляющихся, а в том, как их призывы воплощаются в жизни других людей.
   -- Так именно по приказу своего учителя люди покончили жизнь самоубийством. Все эти так называемые христы говорят об одном и том же: о переселении душ, что смерть это всего лишь переход в другую форму существования, а на деле хотят организовать конец мира через газовую атаку. Только кто им дал право распоряжаться чужими жизнями? И чем, собственно, эти пророки лучше политиков, посылающих необстрелянных новобранцев в атаку, то есть фактически на самоубийство? Та же потребность проявить свою власть. Почему, вообще, они ощутили в себе право распоряжаться чужими жизнями? Так поступать могут либо сумасшедшие, либо фанатики.
   "И в самом деле, кто же они и почему так поступают? -- спросил себя Дмитрий. -- Безусловно, они верят в то, что делают. Так ведь и я верю. Но разве я сумасшедший? А может быть, они знают нечто, что недоступно другим? И почему лжепророки обладают такой силой? Почему столько людей слушают их и выполняют любые приказания? Что это: слепое подчинение или осознанное согласие, зомбирование или вера? Добровольное подчинение без согласия невозможно. Вот только с чем именно соглашаются? И почему? Что это -- внушение, давление, гипноз? И почему они не боятся смерти? Быть может, оттого что уверены: смерть лишь переход в другое существование? А может быть, это стремление найти выход, уйти из мира, наполненного злом, своего рода попытка спасти душу, когда невозможно остановить неминуемое падение в пропасть?"
   -- А на мой взгляд, важна не столько личность Христа, а то, за что он умер.
   -- Он просто сумасшедший, твой Иисус. Какой человек в здравом уме пойдет на смерть ради удовольствия быть распятым, только для того, чтоб о тебе вспомнили. И вообще, это просто самоубийство. Он хотел умереть, потому что не видел смысла жить дальше после того, как от него все отвернулись и он ничего не смог доказать. Велико геройство погибнуть за других, если знаешь, что тебя воскресят.
   В палату вошел Илья и, услышав, о чем разговор, сказал:
   -- Всегда находятся герои, готовые пойти на любое свершение, даже если необходимо будет вынести распятие на кресте и умереть ради того, чтобы сбылись пророчества. Иисус не похож на восточного мудреца. К тому же, он не единственный, кто умер за свои убеждения. Иисус просто человек, который ищет свой путь и который решил осуществить миссию Христа!
   -- Миссию Христа невозможно было осуществить, не зная ее предназначения, -- возразил Дмитрий. -- Если Иисус был просто человек, то чтобы свершить все в точности, он должен был знать больше, чем кто бы то ни было.
   -- Вот я и хочу знать, зачем было умирать на кресте, и знал ли Иисус Христос, что его ждет воскресение? -- спросил Илья.
   -- А мне кажется, что Иисус не мог не знать, на что шел и какая участь его ждет, -- сказал Женя. -- Он выбрал смерть как достойный конец того пути, который завел его в тупик. Не зная что делать, он пошел на смерть, чтобы сохранить самопредставление и мнение окружающих о себе как о мессии.
   -- Быть может, достойно умереть лучше, чем потерять самоуважение и веру в свое предназначение? -- предположил Дима.
   -- Своим воскресением Христос показал, что для праведника смерти нет. Ведь признать факт жизни после смерти -- означает отказаться от греховных наслаждений.
   -- Тогда зачем воскресшему Иисусу тело?
   -- Все эти предположения кажутся чем-то заумным, -- раздраженно произнес Борис, -- хорошей сказкой, в которую трудно поверить. Продал его Иуда за тридцать серебреников, и все тут.
   -- Это было предательство. А предают не из-за денег. Да и цена слишком мала. Кто поверит, что Иуда, хранивший деньги, самый образованный из учеников, продал своего Учителя за столь мизерную сумму. Нет, дело не в деньгах. С помощью денег только пытаются скрыть истинное. Мне кажется, конфликт Иисуса и Иуды имел гораздо более глубокие корни. Может быть, даже это было столкновение двух самолюбий.
   -- А я вот слышал, что все эти россказни о богочеловеке чистейшей воды выдумка. Мария была обычной проституткой и забеременела от римского воина, а потом обманом решила выйти замуж за Иосифа.
   -- Если она зачала его в любви, в любви родила и любовью воспитала, то Иисусу можно только позавидовать. Мало ли примеров, когда девочки идут на панель, чтобы спасти от голодной смерти своих родителей, братьев или сестер. Быть может, Мария и не рассказала правду Иосифу, но и не изменила ему в браке. Ложь -- вот главный грех прелюбодейства!
   -- А что такое прелюбодейство? -- спросил Саша.
   -- Мне кажется... это предательство любви, -- ответил задумчиво Дмитрий.
   Дверь в палату открылась, и в комнату вошел посетитель.
   -- Привет выздоравливающим.
   -- Здравствуйте, Леонид Григорьевич, -- радостно воскликнул Дмитрий.
   -- Ну, как поживаешь? Видать, здорово ты отличился, раз тебе такая благодать.
   -- Благодать? -- удивился Дмитрий.
   -- Так ведь кого Бог любит, того и наказывает, -- объяснил Леонид Григорьевич. -- Раз тебе ноги поломали, значит, не случайно, значит, хотели остановить и заставить одуматься. Видать, это твой крест.
   -- Что же, я должен тащить его всю жизнь, да еще благодарить, что стал инвалидом?
   -- Крест не означает ношу. Болезнь дается для осознания и исправления, если человек еще может исправиться. Символическое значение перекрестия существовало задолго до того, как Иисус Христос пронес свой крест на Голгофу.
   -- И что же оно означает?
   -- Если составить твой гороскоп по звездам, то получится перекрестие. Таким образом, твой путь, определенный звездами, и есть твой крест. Надеюсь, ты веришь, что судьба существует?
   -- Как вам сказать... Наверно, более верю, чем не верю. Иногда чувствуешь судьбу, а все равно искушаешь. Почему так происходит, не знаю.
   -- Наверно, потому, что хочешь в нее поверить.
   -- Но если все известно заранее, тогда и жить не интересно.
   -- Напротив. Если тебе становится известна твоя судьба, то тогда жизнь начинает представляться как некий эксперимент, которым ты определяешь свое отношение к Предопределению. Все истины давно известны, и потому главным оказывается именно твое личное отношение к истине. Все мы для чего-то предназначены. Произошедшее с тобой -- это твоя карма и одновременно испытание. Предопределение все равно что жизненная задача. Ты можешь ее не выполнить вследствие своей слабости, однако это не означает, что Предопределения не существует и ты не должен сделать то, что тебе предстоит сделать.
   -- А если во сне я, к примеру, увижу предсказание того, что должно скоро произойти, как же мне тогда следует жить?
   -- Предопределение не отрицает активности человека. Напротив, оно побуждает через самостоятельный поиск пути осознать, что именно есть твоя судьба. Этот творческий процесс и есть процесс созидания себя. Тебе, скажем, предопределено стать писателем, но как и когда это произойдет, зависит от тебя самого. В этом споре с Предопределением ты или отрицаешь судьбу, а значит, и себя как творца, либо доказываешь, что можешь стать лучше, чем ты есть сейчас.
   -- Получается, я спорю с судьбой?
   -- Напротив, ты доказываешь, что она существует.
   -- Но если судьба существует, то нужно ли что-либо доказывать?
   -- Да, что ты ее достоин.
   -- Что же я должен делать? -- с любопытством спросил Дмитрий.
   -- Быть собой. Никто не может знать замысла, но совершенно определенно, что препятствия возникают, чтобы их преодолевать. Обстоятельства на то и даются, чтобы ты мог проявить себя. Препятствия это не преграда, а стимул развития. Каждый поставлен в ту жизненную ситуацию, которую он должен разрешить. Убегать никуда не надо, поскольку от себя не убежишь. Каждый должен выполнить свою задачу. Все условия, как благоприятные, так и неблагоприятные, даются для блага -- становления себя и закалки. Так что не жалуйся.
   Дмитрий был настолько удивлен, что даже не знал, что и сказать.
   -- Кстати, -- первым нарушил молчание Леонид Григорьевич, -- ты случайно не знаешь, кого это я встретил в таком странном одеянии, когда входил в больницу?
   -- Это некто, считающий себя Иисусом Христом, -- ответил Дмитрий.
   -- Ну, таких я видел предостаточно, -- разочарованно произнес Леонид Григорьевич. -- Ничего интересного. Все они примерно одинаковы. Внушили себе, что они мессии и родились для того, чтобы судить мир. Сейчас весь город обклеен портретами какого-то христа, а одна церковь в очередной раз объявила, что скоро наступит конец света. Люди создают себе кумиров вовсе не для того, чтобы следовать им. Просто поклоняться кумиру легче, чем верить духу в себе. Поклоняться легче, чем любить.
   -- Этот тоже призывал к любви.
   -- Они только призывают, но мало кто способен ради любви к ближнему пойти на смерть. Все знают, что такое любовь и никто не спорит, поскольку все ее чувствуют. Чувство у всех одно и то же, а вот точки зрения разные, поскольку различен опыт. Спорят о словах и понятиях, о добре и зле, потому как никто не знает, что это такое. Любовь -- это субъективная реальность. Она существует для того, кто любит. Добро же и зло -- вещи сугубо конвенциональные.
   -- Но зачем же тогда вводить в заблуждение людей?
   -- Люди хотят заблуждаться, и сами создают себе кумиров, чтобы оправдать собственную слабость. Ведь кумиру уподобляться легче, чем самому быть.
   -- Но у меня не сложилось впечатление, что этот человек мошенник. Скорее всего, он искренне верит в то, что делает.
   -- Так с каждым происходит. Люди любят создавать себе тайны и верят в их чудесность лишь для того, чтобы избежать познания, требующего не уподобления, а изменения.
   -- Почему же его так возвеличивают?
   -- Человек верит кумирам так же, как в придуманные им самим сказки. А когда открывается правда, то чаще предпочитает отказаться от истины, чем перестать верить в своего идола. Вообще, вся жизнь -- это избавление от иллюзий желаемого. Взять хотя бы Ульянова Ленина -- типичный пример. Был живой человек, а сделали из него бога, которому требовали поклоняться. Приписали ему чего не было, а все плохое напрочь позабыли.
   -- Ну, вы нашли кого сравнивать -- Владимира Ленина и Иисуса Христа.
   -- Если начать сопоставлять, то обнаружится много схожего. Ведь и Ленин, и Христос обращались к обездоленным, к самым падшим, призывали к равенству и братству, оба обещали людям светлое будущее -- грядущее царство свободы. Только один называл это коммунизмом, а другой царством небесным. И тот и другой неоднократно вынуждены были страдать, подвергались гонениям и преследованиям за свои убеждения. Они жертвовали собой и старались не для себя, но главное -- в них не было своекорыстия. И тот и другой посвятили всю свою жизнь делу освобождения человечества и, в конце концов, были убиты за то, что хотели сделать людей счастливыми. Только каждый понимал счастье по-своему. Ведь и Христос был за бедных против богатых и советовал раздать свое имение нищим, чтобы следовать за ним.
   -- Но ведь Христос предлагал делать это добровольно, а Ленин насильно экспроприировал, призывая грабить награбленное?
   -- Добровольно? Разве не по его призыву ученики разгромили лавки торговцев в храме? Ведь и Ленин отделил церковь от государства и отнял у нее практически все ценности. Разве не Христос сказал, что удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Божие? Не напоминает ли это тебе классовый подход? И не означают ли слова "не мир я принес вам, но меч", что новая вера в грядущее царство свободы разделит отца с сыном, а дочь с матерью? А слова, "кто не против вас, тот с вами" разве не напоминают лозунг "кто не с нами, тот против нас"? Ведь то, что сделали из Иисуса Назорея после его смерти, напоминает участь, постигшую Владимира Ульянова. А инквизиция в форме госбезопасности, а преследование за инакомыслие, а догматизация учения и превращение его в бездушный закон, требующий безоговорочного соблюдения, а появление многочисленных книжников и фарисеев, то есть я хотел сказать, идеологов, а крестовые походы ради всемирной коммунистической революции? Разве нет сходства?
   -- Все это доказывает только, что Ленин был антихрист, -- вмешался в разговор Борис, -- взявший идеи свободы, но не любовью, а насилием и ценой человеческой жизни желающий загнать человечество в светлое будущее.
   -- Конечно, он не был идеальным человеком. Но что плохого в лозунгах свободы, равенства и братства, всеобщего счастья людей, независимо от вероисповедания и национальной принадлежности? И что более справедливо: отобрать у кучки богатых и раздать массам бедных или отобрать у бедных, чтобы раздать богатым -- национализация или приватизация? Может быть, беда в том, что Ленин хотел сделать это поскорее, применив даже где надо силу. Но разве можно упрекать человека за то, что он хотел накормить обездоленных, сделать всех равными и свободными? Разве он старался для себя или хотел прославиться?
   -- Но ведь сколько было пролито крови, сколько людей загублено ради этих красивых идей! Разве можно использовать кровь в качестве цемента при строительстве здания гуманизма и милосердия?
   -- А разве за две тысячи лет было пролито меньше крови для повсеместного распространения христианства? А крестовые походы, а подневольное крещение язычников? Да и как можно измерить цену страданий человеческих? Разве Иисус может отвечать за дела, творимые инквизицией? Он сам подал пример, приняв смерть ради торжества своих идей. Разве он не был против того, чтобы из него делали кумира и поклонялись ему? Это все дело рук Великого Инквизитора, который, используя кровь тех, кто пожертвовал своей жизнью ради торжества идей свободы, равенства и братства, бессовестно обманывает поверивших в это учение, спекулируя на стремлении людей к счастью. И если бы вновь пришел Христос, то он, безусловно, стал мешать тем, кто правит от его имени, и они бы вновь убили его, как сделали не единожды. Потому что всякий, кто разоблачает ложь и лицемерие властителей, тем самым мешает управлять умами и душами людей. Тот, кто ищет правды, вольно или невольно входит в конфликт с властью. Вот еще одна сторона трагедии Иисуса! Разве он виноват в том, что извратили его учение и что его именем уничтожали еретиков, то есть инакомыслящих? Весь мир признал Иисуса из Назарета как величайшего из людей, а свершенное им оценено как исключительной важности событие в истории человечества.
   -- Только параноики умирают ради идеи или дураки.
   -- Ты хочешь сказать, что Иисус был глупец? Но, возможно, именно благодаря этим мудрым глупцам мир все еще существует. Ведь не случайно жизнь Иисуса из Назарета стала точкой отсчета нового летоисчисления. Люди умирают, а идеи продолжают жить, вновь и вновь торжествуя, когда находят своих приверженцев. И хотя жестокие законы этого мира продолжают господствовать, добро все же иногда побеждает. Бессмертны те, чьи дела и мысли помогают жить людям сегодня. Люди признают тех великими, кто сумел своей жизнью воплотить великие идеи. А идеи эти никогда не умрут, они вечны, потому что истинны.
   -- В чем же, по-вашему, истинность этих идей?
   -- Наверно, в том, что они верно схватывают суть человеческой природы. Действительно, лишь то учение всесильно, которое верно. Ни одна ложная теория не может просуществовать долгое время без своего создателя, и обычно исчезает с его смертью. Вечны только те идеи, которые созвучны мыслям и чувствам людей живущих. Ведь если они находят отклик в душах миллионов, значит, что-то в этих идеях есть. Людей не может объединять чья-то одна правда, поскольку каждый видит истину по-своему. Все одновременно не могут заблуждаться. Идея истинна, если в ней отражаются правды многих людей. Только такие идеи находят место в тайниках души. А кто угадает, что сокрыто в душах миллионов, тот и поведет их за собой. Ценности христианства вечны, потому что они выразили естественные и присущие каждому желание любить и творить
[ 1 ... 71 72 73 74 75 ... 96 ]
предыдущая
следующая

[ на главную  |   скачать полный текст  |   послать свой текст ]